И это включает время, так как я говорю, что мое действие потребует
времени.
Кришнамурти: Совершенно верно. Итак, увидев это, я становлюсь разумным
и действую. Действие должно быть мгновенным, свободным от времени.
Бом: Давайте это рассмотрим. Вначале была причинена обида. Возник образ
и в первый момент я его не отделяю. Я чувствую себя тождественным с ним.
Кришнамурти: Я есть то.
Бом: Я есть то. Но в следующий момент я уже отстраня-юсь и говорю, что
должно быть 'я', которое может что-то сделать.
Кришнамурти: Да, которое может отреагировать.
Бом: А это требует времени.
Кришнамурти: Это есть время.
Бом: Это есть время, но я пока еще думаю, что это требует времени.
Теперь я не должен торопиться. Если я не уделю этому времени, то обида не
сможет существовать.
Кришнамурти: Верно.
Бом: Но из самого переживания отнюдь не следует, что это именно так.
Кришнамурти: Сначала давайте, не торопясь, его рас-смотрим. Я обижен. И
это - факт. Затем я отстраняюсь - происходит разделение - и я говорю, что
хочу что-то с этим сделать.
Бом: 'Я', которое что-то сделает, является уже отдель-ным.
Кришнамурти: Отдельным, конечно.
Бом: И оно думает, что должно что-то сделать.
Кришнамурти: 'Я' есть нечто отдельное, потому что оно есть становление.
Бом: Свое обособленное положение оно проецирует в будущее.
Кришнамурти: Да. Я обижен. Существует обособление, разделение. 'Я',
которое всегда занято становлением, гово-рит: 'Я должен это контролировать.
Я должен это уничто-жить. Я должен на это воздействовать', или: 'Я буду
мстить, я буду вредить'. Таким образом, это движение обособления есть время.
Бом: Мы можем теперь это видеть. Проблема в том, что здесь присутствует
еще нечто, что не очевидно. Человек думает так: 'Обида существует независимо
от 'меня', и я должен в отношении ее что-то сделать'. 'Я' проецирует в
будущее лучшее состояние и то, что оно собирается сделать. Давайте попробуем
выразить это очень ясно, потому что вы говорите, что никакого разделения не
существует.
Кришнамурти: Моя разумность обнаруживает, что раз-деления не
существует.
Бом: Разделения не существует, но иллюзия разделения способствует
сохранению обиды.
Кришнамурти: Верно. Существует иллюзия, и потому я становлюсь.
Бом: Да. Я есть это и стану тем. Так, я обижен и стану не-обиженным. И
вот, сама эта мысль удерживает обиду.
Кришнамурти: Верно.
Собеседник: Разве разделения не существует уже тогда, когда я осознаю и
говорю, что обижен?
Кришнамурти: Я обижен. И вот я говорю, что собираюсь вас тоже задеть за
живое, потому что вы обидели меня, или говорю, что должен это подавить, или
же начинаю опасаться и т.д.
Собеседник: Но не возникает ли это ощущение разделе-ния с того момента,
как я сказал, что обижен?
Кришнамурти: Это нелогично.
Собеседник: Неужели нелогично?
Кришнамурти: Да, если вы считаете, что разделения не существует уже
тогда, когда вы говорите: 'Я обижен'.
Бом: Оно существует, но, думаю, прежде чем оно возни-кнет, вы
почувствуете как бы толчок. Первое, что случится - это легкий толчок, боль
или что-то еще, что вы отождествля-ете с этим толчком. Потом вы объясняете
его, говоря: 'Я обижен', и это сразу же указывает на отдельность, с тем,
чтобы как-то на это отреагировать.
Кришнамурти: Конечно. Если я не обижен, то я не знаю ничего об
отдельности ни в положительном, ни в отрицатель-ном смысле. Если я обижен,
то я неразумен до тех пор, пока удерживаю эту обиду и как-то на нее
реагирую, что означает становление. Тогда и приходит неразумность. Я думаю,
это верно.
Бом: А если вы не удерживаете обиду, что тогда проис-ходит? Вы,
наверно, скажете, что не хотите больше занимать-ся этим становлением?
Кришнамурти: О, это совсем другое дело. Это означает, что я больше не
мыслю, больше не наблюдаю, больше не пользуюсь временем как наблюдением.
Бом: Вы могли бы сказать, что это не ваш образ видения. Это не ваша
теория 'никакого больше'.
Кришнамурти: Верно.
Бом: Потому что вы могли бы сказать, что время -- это такое понятие,
которое каждый приспосабливает к своим психологическим целям.
Кришнамурти: Да. Это обычный фактор, время - обыч-ный человеческий
фактор. А мы обращаем внимание на то, что время - это иллюзия...
Бом: Психологическое