Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

И это включает время, так как я говорю, что мое действие потребует

времени.

Кришнамурти: Совершенно верно. Итак, увидев это, я становлюсь разумным

и действую. Действие должно быть мгновенным, свободным от времени.

Бом: Давайте это рассмотрим. Вначале была причинена обида. Возник образ

и в первый момент я его не отделяю. Я чувствую себя тождественным с ним.

Кришнамурти: Я есть то.

Бом: Я есть то. Но в следующий момент я уже отстраня-юсь и говорю, что

должно быть 'я', которое может что-то сделать.

Кришнамурти: Да, которое может отреагировать.

Бом: А это требует времени.

Кришнамурти: Это есть время.

Бом: Это есть время, но я пока еще думаю, что это требует времени.

Теперь я не должен торопиться. Если я не уделю этому времени, то обида не

сможет существовать.

Кришнамурти: Верно.

Бом: Но из самого переживания отнюдь не следует, что это именно так.

Кришнамурти: Сначала давайте, не торопясь, его рас-смотрим. Я обижен. И

это - факт. Затем я отстраняюсь - происходит разделение - и я говорю, что

хочу что-то с этим сделать.

Бом: 'Я', которое что-то сделает, является уже отдель-ным.

Кришнамурти: Отдельным, конечно.

Бом: И оно думает, что должно что-то сделать.

Кришнамурти: 'Я' есть нечто отдельное, потому что оно есть становление.

Бом: Свое обособленное положение оно проецирует в будущее.

Кришнамурти: Да. Я обижен. Существует обособление, разделение. 'Я',

которое всегда занято становлением, гово-рит: 'Я должен это контролировать.

Я должен это уничто-жить. Я должен на это воздействовать', или: 'Я буду

мстить, я буду вредить'. Таким образом, это движение обособления есть время.

Бом: Мы можем теперь это видеть. Проблема в том, что здесь присутствует

еще нечто, что не очевидно. Человек думает так: 'Обида существует независимо

от 'меня', и я должен в отношении ее что-то сделать'. 'Я' проецирует в

будущее лучшее состояние и то, что оно собирается сделать. Давайте попробуем

выразить это очень ясно, потому что вы говорите, что никакого разделения не

существует.

Кришнамурти: Моя разумность обнаруживает, что раз-деления не

существует.

Бом: Разделения не существует, но иллюзия разделения способствует

сохранению обиды.

Кришнамурти: Верно. Существует иллюзия, и потому я становлюсь.

Бом: Да. Я есть это и стану тем. Так, я обижен и стану не-обиженным. И

вот, сама эта мысль удерживает обиду.

Кришнамурти: Верно.

Собеседник: Разве разделения не существует уже тогда, когда я осознаю и

говорю, что обижен?

Кришнамурти: Я обижен. И вот я говорю, что собираюсь вас тоже задеть за

живое, потому что вы обидели меня, или говорю, что должен это подавить, или

же начинаю опасаться и т.д.

Собеседник: Но не возникает ли это ощущение разделе-ния с того момента,

как я сказал, что обижен?

Кришнамурти: Это нелогично.

Собеседник: Неужели нелогично?

Кришнамурти: Да, если вы считаете, что разделения не существует уже

тогда, когда вы говорите: 'Я обижен'.

Бом: Оно существует, но, думаю, прежде чем оно возни-кнет, вы

почувствуете как бы толчок. Первое, что случится - это легкий толчок, боль

или что-то еще, что вы отождествля-ете с этим толчком. Потом вы объясняете

его, говоря: 'Я обижен', и это сразу же указывает на отдельность, с тем,

чтобы как-то на это отреагировать.

Кришнамурти: Конечно. Если я не обижен, то я не знаю ничего об

отдельности ни в положительном, ни в отрицатель-ном смысле. Если я обижен,

то я неразумен до тех пор, пока удерживаю эту обиду и как-то на нее

реагирую, что означает становление. Тогда и приходит неразумность. Я думаю,

это верно.

Бом: А если вы не удерживаете обиду, что тогда проис-ходит? Вы,

наверно, скажете, что не хотите больше занимать-ся этим становлением?

Кришнамурти: О, это совсем другое дело. Это означает, что я больше не

мыслю, больше не наблюдаю, больше не пользуюсь временем как наблюдением.

Бом: Вы могли бы сказать, что это не ваш образ видения. Это не ваша

теория 'никакого больше'.

Кришнамурти: Верно.

Бом: Потому что вы могли бы сказать, что время -- это такое понятие,

которое каждый приспосабливает к своим психологическим целям.

Кришнамурти: Да. Это обычный фактор, время - обыч-ный человеческий

фактор. А мы обращаем внимание на то, что время - это иллюзия...

Бом: Психологическое