Бом: Вы имеете в виду отдельный ум.
Кришнамурти: Отдельный ум, разумеется; я говорю об уме, который
эволюционировал во времени.
Бом: Даже сама его отдельность зависит от времени.
Кришнамурти: От времени, конечно, и от всего прочего. И мы спрашиваем,
может ли этот ум быть свободным от времени, иметь озарение, которое есть
полная разумность, и которое может тогда проявляться в мысли? Такая мысль
полностью разумна, не основана на памяти. Согласны?
Бом: Да.
Кришнамурти: И вот, как мне, как 'X' и 'У' быть свободным от времени?
Понимаю, я нуждаюсь во времени, чтобы дойти отсюда туда, выучить урок,
усвоить технические приемы и т.д. Это совершенно понятно, и я не говорю об
этом времени. Я имею в виду время как становление.
Бом: Как бытие.
Кришнамурти: Безусловно. Становление есть бытие. Я двигаюсь от бытия к
становлению.
Бом: Быть чем-то в самом себе. Быть лучше, быть счастливее.
Кришнамурти: Да, все это значит - больше. Так вот, могу ли я, может ли
мой мозг исследовать и выяснить, существует ли первооснова, может ли мой ум
быть полностью свободным от времени? Мы различаем время: есть время
необходимое и время, которое не является необходимым. И спрашивается, не
может ли мой мозг, функционирующий всегда во времени, мыслящий во времени,
действовать иначе? Другими словами, может ли мысль прийти к концу? Вы,
наверно, согласились бы с этим?
Бом: Да, но не можете ли вы это пояснить? Как мы видим, первый вопрос -
возможно ли, чтобы мозг не был подавлен функцией мысли?
Кришнамурти: Да, которая есть время.
Бом: И тогда, если, как вы говорите, мысль придет к концу...
Кришнамурти: Нет! Может ли время как мысль остано-виться?
Бом: Психологическое время останавливается.
Кришнамурти: Да, я говорю о психологическом време-ни.
Бом: Но мы все же хотим иметь разумную мысль.
Кришнамурти: Конечно, понятно. Это мы сказали.
Бом: Мы имеем в виду мысль сознательного опыта.
Собеседник: Становления и бытия...
Кришнамурти: И сохранения в памяти того, что вы знаете, сохранения
прошлого как знания. О, конечно, это возможно.
Бом: Вы действительно имеете в виду память об опыте?
Кришнамурти: Память об опыте, обидах, привязанностях, обо всем этом. И
может ли она прийти к концу? Конечно, может. Дело вот в чем. Она может
прийти к концу, когда само восприятие спросит: Что это такое? Что такое
обида? Что такое психологический ущерб? Восприятие обиды есть ее
прекращение, не откладывание, которое есть время. В самом прекращении ее
есть прекращение времени. Думаю, это ясно. У 'X' есть обида, душевная рана с
самого детства. И слушая, беседуя, обсуждая, он осознает, что продлевание
этой обиды есть время. А чтобы открыть первооснову, время должно
прекратиться. Поэтому он спрашивает: 'Может ли моя обида прекратиться сразу
же, мгновенно?'
Бом: Я думаю, тут существует какая-то последователь-ность. Вы говорите,
ему стало понятно, что обида есть время, но мгновенное переживание этого
происходит само по себе.
Кришнамурти: Понятно. Мы можем это рассмотреть.
Бом: Это просто нечто такое, что происходит само по себе.
Кришнамурти: А это означает, что я создал образ самого себя и образ
обиды вне меня .
Бом: Что вы имеете в виду?
Кришнамурти: Несомненно, в становлении, которое есть время, я создал
образ самого себя.
Бом: Итак, мысль создала этот образ.
Кришнамурти: Мысль создала этот образ, исходя из опыта, воспитания,
обусловленности, создала как нечто от-дельное от меня. Но в действительности
этот образ есть 'я', хотя мы и мыслим его отдельно - образ и я, - что
является неразумным. Итак, осознавая, что этот образ есть 'я', я становлюсь
в какой-то степени разумным.
Бом: Думаю, это не будет понято, ибо когда я обижен, я ощущаю образ
себя.
Кришнамурти: Образ и есть вы.
Бом: Видите ли, человек, который обижен, чувствует это именно так.
Кришнамурти: Согласен. В тот момент, когда вы реаги-руете, вы себя
отделяете.
Бом: В этом проблема. Первое ощущение, собственно, таково, что этот
образ, являющийся моим 'я', понес обиду, и в следующий момент я чувствую,
что отделяюсь от образа, чтобы на него воздействовать...
Кришнамурти: ...что неразумно.
Бом: ... потому что некорректно.
Кришнамурти: Верно.
Бом: