использует мысль.
Бом: Да, но в мысли теперь уже нет прямого соответствия памяти.
Кришнамурти: Подождите.
Бом: Когда мысль устремляется вовне сама по себе, она действует
независимо, как машина, и она неразумна.
Кришнамурти: Совершенно верно.
Бом: Но когда мысль является орудием озарения,...
Кришнамурти: Она тогда уже не есть память.
Бом: Она не основана на памяти.
Кришнамурти: Да, не основана на памяти.
Бом: Она использует память, но не основана на памяти.
Кришнамурти: И что тогда? Мысль, сама по себе ограни-ченная,
несовершенная, создающая противоречия, никогда не может быть разумной...
Бом: Без озарения.
Кришнамурти: Верно. Так вот, как проявляется у нас озарение, которое
есть абсолютная разумность? Не разум-ность мысли.
Бом: Я назвал бы ее разумностью восприятия.
Кришнамурти: Да, разумность восприятия.
Бом: Тогда мысль становится ее инструментом и таким образом имеет тот
же порядок.
Кришнамурти: А как мне получить озарение? Это следу-ющий вопрос, - не
так ли? Что я должен делать или не делать, чтобы у меня было это мгновенное
прозрение, которое не связано с временем, не связано с памятью, которое не
имеет причины, не основано на награде или наказании? Оно свобод-но от всего
этого. Как ум получает озарение? Когда я говорю, что у меня - озарение, то
это, безусловно, не так. Как может ум, который был неразумен и лишь
временами до некоторой степени становился разумным, иметь озарение? Озарение
возможно, если ваш ум свободен от времени.
Бом: Верно. Давайте продвигаться медленно, потому что, если мы вернемся
назад, к научной точке зрения или даже просто к здравому смыслу, то увидим,
что время однозначно рассматривается как основа всего, оно принято за основу
и в научной работе. Даже в древнегреческой мифоло-гии Кронос, бог времени,
порождает своих детей и сам же их проглатывает. Это в точности соответствует
тому, что мы говорим о первооснове: все из нее приходит и, умирая, в нее
возвращается. Таким образом, человечество уже с давних пор в какой-то мере
считало время основой.
Кришнамурти: Да. А тут кто-то приходит и говорит, что время основой не
является.
Бом: Верно. Таким образом, до сей поры даже ученые ищут опору во
времени -- а все прочие и подавно!
Кришнамурти: В этом все дело.
Бом: А вы говорите, что время - не основа. Кое-кто мог бы сказать, что
это вздор, но мы остаемся в этом вопросе открытыми, хотя некоторые люди
легко могли бы его проиг-норировать. И вот, если вы считаете, что время - не
основа, то мы не знаем, как нам к нему относиться.
Кришнамурти: Я знаю, как к нему относиться. Мы это рассмотрим.
Собеседник: Не является ли время тем же самым движе-нием, что и
движение мысли, которое мы рассматривали вначале?
Кришнамурти: Да, время - то же самое движение. Время есть мысль.
Бом: Давайте предусмотрительно вернемся к вопросу о времени, потому что
существует, как мы часто говорим, хронологическое время.
Кришнамурти: Конечно, это просто.
Бом: Да, а к тому же, мы мыслим. Видите ли, мышление берет время
хронологическое, но кроме того, оно проецирует своего рода воображаемое
время...
Кришнамурти: ... которое есть будущее.
Бом: Которое есть будущее и прошлое, поскольку мы его пережили.
Кришнамурти: Да, правильно.
Бом: Время, которое является воображаемым, это также своего рода
реальный процесс мышления.
Кришнамурти: Это факт.
Бом: Это факт, что требуется время, физическое, чтобы мыслить, но мы
также пользуемся временем, когда вообража-ем все прошлое и будущее.
Кришнамурти: Да, таковы факты.
Бом: В таком случае давайте скажем, что это время не является основой;
основой, пожалуй, не является даже физи-ческое время.
Кришнамурти: Мы собираемся это выяснить.
Бом: Да, но мы воспринимаем его как основу, ибо чувствуем, что как
личности мы существуем во времени. Без времени не было бы моего 'я'.
Кришнамурти: Это так.
Бом: 'Я' должно существовать во времени.
Кришнамурти: Конечно, конечно.
Бом: Будучи чем-то или постоянно чем-то становясь.
Кришнамурти: Становление и бытие находятся в поле времени. И вот, может
ли ум, который эволюционировал во времени...
Собеседник: Что вы тогда подразумеваете под умом?
Кришнамурти: Ум - мозг, мои ощущения, мои чувства - все это