Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

Кришнамурти: Это так, именно так. Неразумность ос-лабляет их.

Бом: Тогда можно было бы сказать, что в этом кроется первопричина

всеобщей неразумности.

Кришнамурти: Об этом я и говорю.

Бом: Но тут вы должны пояснить, что действительно может быть сделано.

Кришнамурти: О, конечно, я вам это объясню. Я говорю:

Сначала увидеть, осознать то, что вы абсолютно неразумны.

Бом: Слово 'абсолютно' (totally) создаст трудность, потому что если бы

вы были абсолютно неразумны, вы не способны были бы даже начать разговор.

Кришнамурти: Нет, сомневаюсь. Я говорю, что кто-то абсолютно неразумен.

Сначала нужно это увидеть, осознать, наблюдать это. Наблюдать тот момент,

когда я признаю, что существует какая-то часть меня, которая разумна,

которая хочет устранить неразумность...

Бом: ... Это не то, но должна быть достаточная разум-ность, чтобы

понять то, что вы говорите.

Кришнамурти: Да, безусловно.

Бом: Я, пожалуй, сказал бы, что в человеке по существу преобладает

неразумность, несмотря на то, что он достаточно разумен, чтобы обсуждать

этот вопрос. Кришнамурти: Сомневаюсь.

Бом: Видите ли, в противном случае мы не смогли бы начать беседу.

Кришнамурти: Но могли бы слушать. Мы начинаем беседу. Говорят немногие

из нас, потому что мы хотим слушать. Мы готовы сказать, что отказываемся от

всяких умозаключений, которые у нас есть; мы хотим слушать того, кто

говорит.

Бом: Это -- часть разумности.

Кришнамурти: У некоторых из нас -- быть может, но огромное большинство

не желает нас слушать; мы же доста-точно серьезны и хотим выяснить,

существует ли Первоосно-ва. Это дает нам разумность, позволяющую слушать,

что говорит другой.

Бом: Слушать необходимо, чтобы стать разумным. Кришнамурти: Безусловно.

Не говорим ли мы одно и то же?

Бом: Да.

Кришнамурти: Ученый путем исследования материи надеется достичь

первоосновы. Мы вместе с 'X' и 'У' говорим: 'Давайте станем разумными в

нашей жизни'. А это означает, что мы с вами, вместе с 'X' и 'У', хотим

слушать, что говорит другой. И это все. В самом слушании - начало

разумности. Некоторые люди не будут слушать ни нас, ни кого-то другого. И

вот, можем ли мы, те, кто слушает, быть достаточно разумными и начать? В

этом вся моя проблема. Это значит, быть Предельно логичным, - не так ли?

Можем мы отсюда пойти дальше?

Почему человек внес столько неразумного в свою жизнь? Видимо, лишь

немногие из нас в какой-то части способны преодолеть собственную

неразумность, стать несколько ра-зумнее и сказать: 'Давайте начнем,

попытаемся выяснить, почему человек ведет такую жизнь'. Что, собственно,

явля-ется общим, преобладающим фактором в жизни всех нас? Очевидно, мысль.

Бом: Да, верно. Многие люди, конечно, могли бы это отрицать и

утверждать, что главным фактором является чувство или что-то еще.

Кришнамурти: Многие могли бы это сказать, но мысль составляет часть

чувства.

Бом: Да, только этого обычно не понимают.

Кришнамурти: Мы это объясним. Если бы за чувством не было мысли, могли

бы вы его узнать?

Бом: Да, в этом, думаю, главная трудность при общении с некоторыми

людьми.

Кришнамурти: Итак, начинаем. Может оказаться, что некоторые из нас

этого не понимают, но я хочу, чтобы произвольно взятые 'X' и 'У' понимали

это, потому что они стали достаточно разумными, и следовательно, они

слушают, что говорит другой. Они могут сказать, что мысль есть главная

причина существующего положения вещей.

Бом: Тогда мы должны сказать, что такое мысль.

Кришнамурти: Думаю, это довольно просто: мысль есть причина

неразумности.

Бом: Да, но что это значит? Как понимаете вы то, что вы мыслите? Что

понимаете вы под мышлением?

Кришнамурти: Мышление - это движение памяти, это опыт, знание,

хранящиеся в мозгу.

Бом: Предположим, мы хотим, чтобы у нас была такая разумность, которая

включает разумную мысль. Является ли разумная мысль только памятью?

Кришнамурти: Подождите минуту. Будем осторожны. Полная разумность

означает полное прозрение. Это прозре-ние пользуется мыслью, и тогда мысль

разумна.

Бом: Тогда мысль - это не только память?

Кришнамурти: Нет, нет.

Бом: Ну, я считаю, после того, как 'она претерпела озарение...

Кришнамурти: Нет, озарение