Кришнамурти: Это так, именно так. Неразумность ос-лабляет их.
Бом: Тогда можно было бы сказать, что в этом кроется первопричина
всеобщей неразумности.
Кришнамурти: Об этом я и говорю.
Бом: Но тут вы должны пояснить, что действительно может быть сделано.
Кришнамурти: О, конечно, я вам это объясню. Я говорю:
Сначала увидеть, осознать то, что вы абсолютно неразумны.
Бом: Слово 'абсолютно' (totally) создаст трудность, потому что если бы
вы были абсолютно неразумны, вы не способны были бы даже начать разговор.
Кришнамурти: Нет, сомневаюсь. Я говорю, что кто-то абсолютно неразумен.
Сначала нужно это увидеть, осознать, наблюдать это. Наблюдать тот момент,
когда я признаю, что существует какая-то часть меня, которая разумна,
которая хочет устранить неразумность...
Бом: ... Это не то, но должна быть достаточная разум-ность, чтобы
понять то, что вы говорите.
Кришнамурти: Да, безусловно.
Бом: Я, пожалуй, сказал бы, что в человеке по существу преобладает
неразумность, несмотря на то, что он достаточно разумен, чтобы обсуждать
этот вопрос. Кришнамурти: Сомневаюсь.
Бом: Видите ли, в противном случае мы не смогли бы начать беседу.
Кришнамурти: Но могли бы слушать. Мы начинаем беседу. Говорят немногие
из нас, потому что мы хотим слушать. Мы готовы сказать, что отказываемся от
всяких умозаключений, которые у нас есть; мы хотим слушать того, кто
говорит.
Бом: Это -- часть разумности.
Кришнамурти: У некоторых из нас -- быть может, но огромное большинство
не желает нас слушать; мы же доста-точно серьезны и хотим выяснить,
существует ли Первоосно-ва. Это дает нам разумность, позволяющую слушать,
что говорит другой.
Бом: Слушать необходимо, чтобы стать разумным. Кришнамурти: Безусловно.
Не говорим ли мы одно и то же?
Бом: Да.
Кришнамурти: Ученый путем исследования материи надеется достичь
первоосновы. Мы вместе с 'X' и 'У' говорим: 'Давайте станем разумными в
нашей жизни'. А это означает, что мы с вами, вместе с 'X' и 'У', хотим
слушать, что говорит другой. И это все. В самом слушании - начало
разумности. Некоторые люди не будут слушать ни нас, ни кого-то другого. И
вот, можем ли мы, те, кто слушает, быть достаточно разумными и начать? В
этом вся моя проблема. Это значит, быть Предельно логичным, - не так ли?
Можем мы отсюда пойти дальше?
Почему человек внес столько неразумного в свою жизнь? Видимо, лишь
немногие из нас в какой-то части способны преодолеть собственную
неразумность, стать несколько ра-зумнее и сказать: 'Давайте начнем,
попытаемся выяснить, почему человек ведет такую жизнь'. Что, собственно,
явля-ется общим, преобладающим фактором в жизни всех нас? Очевидно, мысль.
Бом: Да, верно. Многие люди, конечно, могли бы это отрицать и
утверждать, что главным фактором является чувство или что-то еще.
Кришнамурти: Многие могли бы это сказать, но мысль составляет часть
чувства.
Бом: Да, только этого обычно не понимают.
Кришнамурти: Мы это объясним. Если бы за чувством не было мысли, могли
бы вы его узнать?
Бом: Да, в этом, думаю, главная трудность при общении с некоторыми
людьми.
Кришнамурти: Итак, начинаем. Может оказаться, что некоторые из нас
этого не понимают, но я хочу, чтобы произвольно взятые 'X' и 'У' понимали
это, потому что они стали достаточно разумными, и следовательно, они
слушают, что говорит другой. Они могут сказать, что мысль есть главная
причина существующего положения вещей.
Бом: Тогда мы должны сказать, что такое мысль.
Кришнамурти: Думаю, это довольно просто: мысль есть причина
неразумности.
Бом: Да, но что это значит? Как понимаете вы то, что вы мыслите? Что
понимаете вы под мышлением?
Кришнамурти: Мышление - это движение памяти, это опыт, знание,
хранящиеся в мозгу.
Бом: Предположим, мы хотим, чтобы у нас была такая разумность, которая
включает разумную мысль. Является ли разумная мысль только памятью?
Кришнамурти: Подождите минуту. Будем осторожны. Полная разумность
означает полное прозрение. Это прозре-ние пользуется мыслью, и тогда мысль
разумна.
Бом: Тогда мысль - это не только память?
Кришнамурти: Нет, нет.
Бом: Ну, я считаю, после того, как 'она претерпела озарение...
Кришнамурти: Нет, озарение