- и это для меня важнее, чем то, чего я не знаю.
Бом: Но видите ли, если бы человек был разумен, он вряд ли пришел бы к
такому заключению. Неразумно утверждать:
все, что я знаю - это и есть все, что важно.
Кришнамурти: Стало быть, человек неразумен.
Бом: Ему надо было стать неразумным, чтобы сказать:
'Все, что я знаю - это и есть то, что важно'. Но почему ему надо было
так действовать?
Кришнамурти: Не хотели бы вы сказать, что ошибка была допущена потому,
что человек цеплялся за известное и противился всему неизвестному?
Бом: Таков факт, но не ясно, почему он должен был так поступить.
Кришнамурти: Потому что известное - то единственное, что он имел.
Бом: Но я спрашиваю, почему он не был достаточно разумен, чтобы это
понять.
Кришнамурти: Потому что он неразумен.
Бом: Итак, мы попали в замкнутый круг!
Кришнамурти: Не думаю.
Бом: Посмотрите, любая из причин, которые вы приво-дите - это просто
все новый пример человеческой неразумнос-ти.
Кришнамурти: Это я и говорю. В основе своей мы неразумны, потому что
придали мысли величайшее значе-ние.
Собеседник: Но еще раньше мысль создала идею 'я'?
Кришнамурти: Это пришло несколько позднее; нам надо двигаться шаг за
шагом.
Собеседник: Несомненно, для меня как 'я' мысль - это единственное, что
существует.
Кришнамурти: Могли бы ученые с этим согласиться?
Бом: Ученый сознает, что он исследует реальную приро-ду материи, не
зависящую от мысли, во всяком случае, изначально независимую. Он хочет
познать универсум. Воз-можно, он заблуждается, но он чувствует, что его
исследова-ние ничего не будет стоить, если он не будет уверен, что имеет
дело с объективным фактом.
Кришнамурти: Не хотели бы вы сказать, что через исследование материи он
пытается нечто найти, пытается найти первооснову?
Бом: Именно так.
Кришнамурти: Подождите! Так ли это?
Бом: Да, определенно.
Кришнамурти: А вот религиозный человек говорит, что вы не можете ее
найти путем становления, каким бы разум-ным вы ни становились в своей жизни.
Сам он не считает себя разумным, напротив, говорит, что он неразумен и
прочее. Сначала он должен, конечно, выяснить, двигаться ли ему шаг за шагом,
или он может понять все сразу. Верно? Человек признает, что он неразумен.
Бом: Но существует трудность. Когда вы признаете, что неразумны, вы
останавливаетесь, вы спрашиваете, как вам начать?
Кришнамурти: Да. Но если я действительно сознало, что я неразумен -
подождите минуту - сознаю полностью, то я разумен!
Бом: Вы должны выразить это более ясно. Можно было бы сказать, что
человек обманывает себя, вообразив, что он уже разумен!
Кришнамурти: С этим я не согласен.
Бом: Если вы не согласны, что это самообман, то тем самым вы
подтверждаете факт разумности.
Кришнамурти: Нет, я не согласен с этим. Фактом явля-ется то, что я
неразумен, а чтобы обрести первооснову, я должен стать чрезвычайно разумным
в своей жизни. Вот и все. Неразумность была вызвана мыслью, создавшей идею
моей обособленности от других. Итак, могу ли я, будучи неразумным, найти
причину неразумности и уничтожить ее? Если нет, то я не могу достичь
первоосновы, которая есть величайшая мудрость. Мог бы ученый, который
исследует материю, вообще согласиться с существованием такой перво-основы?
Бом: Вполне. Про себя он допускает, что она существует.
Кришнамурти: Она есть. Мистер 'X' приходит и гово-рит, что она
существует. А вы, ученые, просите: 'Покажите нам ее'. Мистер 'X' отвечает:
'Я вам ее покажу'. Ученый собирает других ученых, занимающихся
экспериментами и являющихся разумными в данной сфере, хотя и неразумны-ми в
собственной жизни. - 'Сначала станьте разумными в вашей жизни, начните
отсюда, раньше чем оттуда'. - Что вы сказали бы на это? - 'Все должно быть
сделано без усилия, без желания, без воли, без какого-либо чувства
убежденнос-ти; иначе вы возвращаетесь в ту же игру'.
Бом: Давайте попытаемся выразить это так: даже в науке вы не можете
полностью следовать к намеченной цели, если не будете разумным.
Кришнамурти: Разумным в какой-то степени.
Бом: В какой-то степени разумным, но, в конечном счете, недостаток
разумности так или иначе блокирует науку. Ученые цепляются за свои теории,
становятся завистливыми и прочее.