Да, не считаем. Это факт.
Бом: Это факт, который уже существовал, это происхо-дило раньше и
происходит сейчас.
Кришнамурти: Да. Я, как обыкновенный человек, нера-зумен. Моя жизнь
полностью противоречива и т.д., что также является неразумным. Итак, могу ли
я, как человеческое существо, это изменить?
Бом: Давайте посмотрим, как мы могли бы действовать, руководствуясь
научным подходом. Возник бы вопрос: поче-му все люди неразумны?
Кришнамурти: Потому что мы так обусловлены. Наше воспитание и
образование, наша религия, - все.
Бом: Но это нас ничуть не продвигает, потому что вызывает новые, еще
большие вопросы: как мы оказались обусловленными и т.д.
Кришнамурти: В этом мы можем разобраться.
Бом: Но я имею в виду, что, следуя в этом направлении, мы не получим
ответа.
Кришнамурти: Вот именно. Почему мы обусловлены именно так?
Бом: Мы говорили на днях, что человек, возможно, совершил неверный
поворот, который определил и неверную обусловленность.
Кришнамурти: Неверную обусловленность с самого на-чала. Иначе говоря,
стремление к безопасности, - для меня самого, для моей семьи, для моей
группы, для моего племени - вызвало это разделение.
Бом: Как раз тут можно спросить, почему человек искал безопасность в
неверном пути? Видите ли, если бы существо-вала какая-то разумность, она
прояснила бы полную бес-смысленность этого шага.
Кришнамурти: Вы, конечно, возвращаетесь назад, к неверному повороту.
Как вы мне объясните, что мы соверши-ли неверный поворот?
Бом: Не считаете ли вы, что нам нужно подойти к этому с точки зрения
науки?
Кришнамурти: Конечно. Я думаю, что неверный поворот был сделан тогда,
когда мысль стала самым важным.
Бом: Что сделало ее самым важным?
Кришнамурти: Давайте порассуждаем. Что заставило людей вознести мысль
на пьедестал как единственное средст-во действия?
Бом: Нужно также пояснить, почему мысль, если она так важна, создает
все наши трудности. Тут два вопроса.
Кришнамурти: Это довольно просто. Мысль была над-елена высочайшей
властью. И это, возможно, явилось для людей неверным поворотом.
Бом: Дело, думаю, в том, что мысль стала эквивалентом истины. Люди
приняли мысль, приравняв ее к истине и всегда считая то, что есть, истинным.
Существует представ-ление, что наше знание не имеет границ. Это заблуждение
основано на свойстве знания обобщать. Знание действительно полезно в
определенных случаях и в определенное время. Но когда люди вообразили, что
оно могло бы быть полезно всегда и во всем, это кристаллизовало понятие
истинности мысли и придало ей величайшую значимость.
Кришнамурти: Вы спрашиваете, почему человек придал мысли такое
значение?
Бом: Я думаю, он совершил ошибку.
Кришнамурти: Почему?
Бом: Потому что он не понимал, что делал. На первых порах он еще не
видел опасности...
Собеседник: Вы только что говорили, что основным в человеке принято
считать разум...
Кришнамурти: Ученые так говорят.
Собеседник: Если вы могли бы показать человеку нечто такое, что
истинно...
Кришнамурти: Покажите это мне. Истинно то, что я неразумен. Это факт,
это истина.
Собеседник: Но для этого не требуется разума. Достаточ-но наблюдения.
Кришнамурти: Нет. Кто-то идет воевать. Кто-то говорит о мире. Кто-то
неразумен. Д-р Бом указывает на мнение ученых о том, что человек разумен. Но
факт таков, что наша повседневная жизнь неразумна. И вот мы просим показать
нам с помощью науки, почему она неразумна. А это значит, показать человеку,
каким образом он соскальзывает в нера-зумность и почему люди с этим
примирились. Мы можем говорить, что виной этому привычка, традиция, религия.
Это касается также тех ученых, которые очень разумны в сфере научной
деятельности, но неразумны в жизни.
Собеседник: И вы считаете, что верховная власть мысли - это самая
высокая степень неразумности?
Кришнамурти: Верно. К этому мы пришли.
Бом: Но как мы пришли к тому, чтобы сделать мысль такой важной?
Кришнамурти: Почему человек придал мысли такое большое значение? Я
думаю, что ответить довольно легко. Потому что мысль - единственное, что он
знает.
Бом: Я не понимаю, почему он придал мысли высочай-шую важность.
Кришнамурти: Потому, что все, что я знаю, создано мыслью, - образы и
все прочее