для него эти факты.
Кришнамурти: Да, это я понимаю. Это может быть фактом. Вы можете иметь
об этом теории.
Бом: Да. О гравитации, атомах -- теории тут необходимы, чтобы возможно
было получать правильные факты.
Кришнамурти: Правильные факты. Так что вы начина-ете с теории.
Бом: Теория вместе с фактом. Это всегда сочетание теории с фактом.
Кришнамурти: Хорошо. Сочетание теории с фактом.
Бом: Так вот, если вы говорите, что мы стараемся иметь сферу, где не
существует никаких подобных сочетаний...
Кришнамурти: Именно так. Психологически это означа-ет, что у меня нет
никакой теории о самом себе, об универсу-ме, о моих отношениях с другим. У
меня нет никакой теории. Почему я должен ее иметь? Есть только факт, что
человечес-тво страдает, что оно несчастно, что оно пребывает в смятении и
конфликте. Таков факт. Почему я должен иметь об этом теорию?
Бом: Вы должны двигаться медленно. Видите ли, если вы хотите убедить в
этом ученых, то это должно быть научно обосновано...
Кришнамурти: ... Я буду двигаться очень медленно...
Бом: ... так чтобы нам не оставить ученых позади!
Кришнамурти: Совершенно верно. Позади оставьте меня!
Бом: Хорошо, давайте примиримся с различием во взглядах - верно? Ученые
могут согласиться с тем, что психология - такая наука, которая позволяет
заглянуть внутрь, исследовать ум. И разные люди, такие как Фрейд, Юнг и
другие, создали теории. И вот мы должны пояснить, почему не имеет никакого
смысла создавать эти теории.
Кришнамурти: Потому что теории препятствуют наблю-дению того, что
действительно имеет место.
Бом: Да, но внешне кажется, что теория помогает вести наблюдение.
Почему здесь такое различие?
Кришнамурти: Различие? Вы можете это увидеть, это просто.
Бом: Давайте объясним это подробно. Ибо если вы хотите, чтобы ученые
вас поняли, вам нужно ответить на этот вопрос.
Кришнамурти: Мы ответим. В чем заключается вопрос?
Бом: Почему в одном случае, когда дело касается мате-рии, внешнего,
организации фактов, - теории необходимы и полезны; а в другом, когда речь
идет о сфере внутреннего, психического -- там теории абсолютно бесполезны.
Кришнамурти: Да. Что такое теория? Каково значение слова 'теория'?
Бом: Это слово означает видеть, иметь мнение, своего рода прозрение.
Кришнамурти: Иметь мнение? Правильно. Образ виде-ния.
Бом: И во всяком случае теория помогает вам видеть суть.
Кришнамурти: Теория предполагает наблюдение.
Бом: Это способ наблюдения.
Кришнамурти: Можете вы наблюдать то, что происхо-дит, психологически?
Бом: Давайте скажем так: когда мы смотрим на что-то с внешней стороны,
мы, наблюдая, фиксируем определенное пространство.
Кришнамурти: То есть наблюдающий отличен от наблю-даемого.
Бом: Не только отличен, но их отношение фиксировано, по крайней мере, в
течение некоторого времени.
Кришнамурти: Таким образом, мы можем понемногу двигаться вперед.
Бом: Такое наблюдение представляется необходимым, когда нужно изучать
материю. Материя не изменяется так быстро, и возможно выделить некоторое
пространство, чтобы довольно длительное время ее рассматривать. Она
изменяется, но не мгновенно, ее можно принимать за постоянную величину в
продолжение какого-то промежутка времени.
Кришнамурти: Безусловно.
Бом: И мы называем это теорией.
Кришнамурти: Теория, как вы сказали, предполагает определенный способ
наблюдения.
Бом: Это то же самое, что 'театр' в Греции.
Кришнамурти: Театр, да, правильно. Это способ виде-ния. И вот, с чего
мы начнем? Обычный, привычный способ видения обусловлен точкой зрения и
кругом представлений любого человека - домашней хозяйки, ее мужа. Что
понима-ете вы под способом видения?
Бом: Подобная же проблема встает в развитии науки. Мы начали с того,
что называется здравым смыслом, привычным способом видения. Потом ученые
обнаружили, что этот способ видения неадекватен.
Кришнамурти: От этого способа видения они отошли.
Бом: Они отошли от него, отказались от какой-то его части.
Кришнамурти: Это то, к чему я пришел. Обычный способ видения полон
предрассудков.
Бом: Он, конечно, произвольный и зависит от вашей обусловленности.
Кришнамурти: Да, это так. И возможно ли человеку быть свободным от
обусловленности, от собственных предрас-судков? Я думаю