Я думаю,
если человек десять это проделают, то любой ученый с этим согласится. Но нет
этих десяти человек.
Бом: Понимаю. Мы должны получить результат откры-то, совместными
усилиями...
Кришнамурти: ... вот именно...
Бом: ... так, чтобы это стало реальным фактом.
Кришнамурти: Реальным фактом, в том смысле, что люди его принимают. Это
не что-то такое, что основано на иллюзии, вере и прочем.
Бом: Факт; то, что действительно сделано.
Кришнамурти: Но вот, кто будет это делать? Ученые склонны считать это
иллюзией, вздором. Но есть и другие, которые говорят: 'Это - не вздор,
первооснова существует. И если вы все это проделаете, она будет достигнута'.
Бом: Да, но я думаю, что для вашего собеседника некоторые вещи, о
которых вы говорите, вначале могут не иметь никакого смысла.
Кришнамурти: Да, совершенно верно, потому что он даже не желает
слушать.
Бом: Против этого восстает также вся его обусловлен-ность. Видите ли,
ваша обусловленность прошлым формиру-ет у вас представление о том, что имеет
смысл и что его не имеет. И вот, когда вы говорите, например, что один из
шагов состоит в том, чтобы не вводить время...
Кришнамурти: О, это значительно труднее.
Бом: Да, но это имеет решающее значение.
Кришнамурти: Подождите, я не начал бы с времени, я начал бы на уровне
школьника.
Бом: Но вы стараетесь в конечном счете достичь более трудных делений
шкалы.
Кришнамурти: Я начинаю с уровня школьника и гово-рю: 'ДЕЛАЙ это'.
Бом: Хорошо, в чем эти шаги состоят? Давайте их повторим.
Кришнамурти: Никакой веры.
Бом: Человек может не быть способен контролировать факт, что он верует,
он может этого даже не знать.
Кришнамурти: Нет, ничего не надо контролировать. Наблюдать, что у вас
есть вера, что вы за нее цепляетесь, что вера дает вам ощущение безопасности
и т.д. А эта вера -- иллюзия, она не имеет реальности.
Бом: Видите ли, я думаю, что если бы мы говорили о подобных вещах с
учеными, то они могли бы сказать, что в этом сомневаются, потому что они
верят в существование материального мира.
Кришнамурти: Вы же не верите в то, что солнце восходит и заходит. Это -
факт.
Бом: Да, но ученый верит. Видите ли, об этом ведутся долгие споры, нет
никакой возможности доказать, что это существует вне моего ума, но, так или
иначе, я в это верю. Это один из вопросов, которые возникают. Ученые
действительно верят. Один верит, что эта теория верна, другой верит, что
верна другая теория.
Кришнамурти: Нет. У меня нет теорий. У меня нет никаких теорий. Я
начинаю с уровня школьника и говорю:
'Послушайте, не соглашайтесь с теориями, умозаключения-ми, не
цепляйтесь за ваши предрассудки'. Это исходный пункт.
Бом: Быть может, нам лучше сказать, чтобы они не придерживались своих
теорий, потому что кто-то мог бы поставить под сомнение и ваше утверждение,
что у вас нет никаких теорий. Вы понимаете, у них сразу же возникли бы
сомнения в этом.
Кришнамурти: У меня нет никаких теорий. Почему я должен иметь теории?
Собеседник: Хотя я ученый, я также сказал бы, что у меня нет никаких
теорий. Я не считаю, что мир, который я воссоздаю в своих научных теориях, -
мир только теоретичес-кий. Я назвал бы его фактом.
Кришнамурти: Итак, мы должны рассмотреть, что явля-ется фактом. Верно?
Я сказал бы, что факт -- это то, что случается, что действительно
происходит. Согласились бы вы с этим?
Бом: Да.
Кришнамурти: А ученые согласились бы с этим?
Бом: Нет. Ученые, я думаю, сказали бы, что то, что происходит, понято
благодаря теориям. Видите ли, в науке вы не можете понять того, что
происходит, иначе, как с помощью приборов и теорий.
Кришнамурти: Теперь подождите, подождите. Что про-исходит там и что
происходит здесь?
Бом: Давайте двигаться медленно. Сначала, что происхо-дит там. Приборы
и теории нужны даже...
Кришнамурти: Нет.
Бом: ... чтобы иметь факты о том, что там...
Кришнамурти: Какие тут факты?
Бом: Вы не можете это выяснить без определенной теории.
Кришнамурти: Факты, что существует конфликт, - почему я должен иметь об
этом теорию?
Бом: Я не это имел в виду. Я говорил о фактах, касающихся материи, с
которыми имеет дело ученый. Он не может установить эти факты без
определенной теории, пото-му что теория организует