Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

Безразлична ли эта первооснова по отношению к человечеству? Видите

ли, универсум представляется совер-шенно безучастным к людям. Эта

невообразимая огромность не проявляет никакой заботы; возможно, она

устраивает землетрясения и катастрофы, она может все уничтожить и совершенно

не замечает человечество.

Кришнамурти: Да, я понимаю, что вы имеете в виду.

Бом: Она не озабочена тем, выживет человек или нет. Это, если хотите,

можно выразить и таким образом.

Кришнамурти: Верно. Я понял вопрос.

Бом: И вот, я думаю, люди чувствовали, что Бог был той первоосновой,

которая не равнодушна к людям. Понимаете, они могли это выдумать, но это то,

во что они поверили. И это то, что давало им, возможно,...

Кришнамурти: ... колоссальную энергию. Именно так.

Бом: Так вот, я думаю, вопрос в том, могла бы эта первооснова быть

равнодушной к человечеству?

Кришнамурти: Как вы могли бы это выяснить? Каково отношение этой

первоосновы к человеку и отношение челове-ка к ней?

Бом: Да, в этом вопрос. Имеет ли человек для нее какое-либо значение? И

имеет ли она какое-либо значение для человека? Могу я отметить еще один

момент? Я беседовал с человеком, который был хорошо знаком со Средним

Восто-ком и традициями мистицизма; мой собеседник сказал, что эти традиции

не только говорят о том, что мы называем первоосновой, бесконечностью, и о

ее значении, но также о том, что и человек, в конечном счете, имеет

определенное значение.

Кришнамурти: Именно так, несомненно. Допустим, кто-то говорит, что

первооснова существует, что иначе жизнь не имеет значения и вообще ничто не

имеет значения. Как можно это выяснить? Допустим, вы говорите, что

первоосно-ва существует, как я утверждал это на днях. Тогда возникает

следующий вопрос: какое отношение она имеет к человеку? И человек - к

первооснове? Как можно обнаружить, выяс-нить или прикоснуться к ней - если

она вообще существует? Если она не существует, то человек действительно не

имеет никакого значения. Я имею в виду, что я умру, и вы умрете, и мы все

умрем, и какой смысл быть добродетельным, какой смысл быть счастливым или

несчастным, ведь можно просто вести бездумную жизнь? Как могли бы вы

объяснить сущес-твование первоосновы? В терминах науки, или выразить это

невербально, как ощущение?

Бом: Когда вы говорите 'научный', подразумеваете ли вы 'разумный'?

Кришнамурти: Да, разумный, логичный, здравый.

Бом: Таким образом, это нечто такое, к чему мы действи-тельно можем

прикоснуться.

Кришнамурти: Не прикоснуться, а, лучше сказать, ощутить. Многие могут к

этому прийти.

Бом: Да, это вполне доступно всем.

Кришнамурти: Это не просто утверждение отдельного человека, это могло

бы быть научной констатацией. Думаю, что это может быть доказано, но тут

нужно действие, а не просто слова. Можем мы с вами сказать, что первооснова

существует? Для контакта с первоосновой требуются абсо-лютная тишина,

абсолютная пустота, что означает отсутствие эготизма в любой его форме -

верно? Сказали бы вы мне так? Склонен ли я расстаться со всем своим

эгоизмом? Ибо я хочу доказательств, хочу видеть, хочу выяснить, истинно ли

то, что вы говорите. Готов ли я сказать: 'Смотрите, 'я' пол-ностью

уничтожено, вырвано с корнем'?

Бом: Думаю, я могу сказать, что в некотором смысле желание, наверно,

присутствует, но может быть и другое чувство, в котором есть готовность, не

зависящая от моего сознательного усилия или стремления.

Кришнамурти: Нет, подождите. В этом мы тщательно разобрались.

Бом: Нам нужно понять, что...

Кришнамурти: Это не воля, это не желание, не усилие.

Бом: Конечно, но когда вы говорите о готовности, то это понятие

предполагает наличие воли.

Кришнамурти: Готовность, в том смысле, чтобы пройти через эту дверь.

Или же я, мы с вами хотим пройти через ту особую дверь, чтобы найти

первооснову, которая существует? Об этом вы меня спрашиваете. Я отвечаю, что

согласен, что я этого желаю. Я желаю не в том смысле, что проявляю волю и

прочее. Каковы аспекты, особенности или природа моего 'я'? Мы тщательно это

исследуем. Вы указываете мне на это, и я говорю: 'Верно' - можем мы так

действовать? Не быть привязанным, не иметь страха - все дело в этом. Вы

понима-ете - никакой веры, полная разумность, наблюдательность.