Безразлична ли эта первооснова по отношению к человечеству? Видите
ли, универсум представляется совер-шенно безучастным к людям. Эта
невообразимая огромность не проявляет никакой заботы; возможно, она
устраивает землетрясения и катастрофы, она может все уничтожить и совершенно
не замечает человечество.
Кришнамурти: Да, я понимаю, что вы имеете в виду.
Бом: Она не озабочена тем, выживет человек или нет. Это, если хотите,
можно выразить и таким образом.
Кришнамурти: Верно. Я понял вопрос.
Бом: И вот, я думаю, люди чувствовали, что Бог был той первоосновой,
которая не равнодушна к людям. Понимаете, они могли это выдумать, но это то,
во что они поверили. И это то, что давало им, возможно,...
Кришнамурти: ... колоссальную энергию. Именно так.
Бом: Так вот, я думаю, вопрос в том, могла бы эта первооснова быть
равнодушной к человечеству?
Кришнамурти: Как вы могли бы это выяснить? Каково отношение этой
первоосновы к человеку и отношение челове-ка к ней?
Бом: Да, в этом вопрос. Имеет ли человек для нее какое-либо значение? И
имеет ли она какое-либо значение для человека? Могу я отметить еще один
момент? Я беседовал с человеком, который был хорошо знаком со Средним
Восто-ком и традициями мистицизма; мой собеседник сказал, что эти традиции
не только говорят о том, что мы называем первоосновой, бесконечностью, и о
ее значении, но также о том, что и человек, в конечном счете, имеет
определенное значение.
Кришнамурти: Именно так, несомненно. Допустим, кто-то говорит, что
первооснова существует, что иначе жизнь не имеет значения и вообще ничто не
имеет значения. Как можно это выяснить? Допустим, вы говорите, что
первоосно-ва существует, как я утверждал это на днях. Тогда возникает
следующий вопрос: какое отношение она имеет к человеку? И человек - к
первооснове? Как можно обнаружить, выяс-нить или прикоснуться к ней - если
она вообще существует? Если она не существует, то человек действительно не
имеет никакого значения. Я имею в виду, что я умру, и вы умрете, и мы все
умрем, и какой смысл быть добродетельным, какой смысл быть счастливым или
несчастным, ведь можно просто вести бездумную жизнь? Как могли бы вы
объяснить сущес-твование первоосновы? В терминах науки, или выразить это
невербально, как ощущение?
Бом: Когда вы говорите 'научный', подразумеваете ли вы 'разумный'?
Кришнамурти: Да, разумный, логичный, здравый.
Бом: Таким образом, это нечто такое, к чему мы действи-тельно можем
прикоснуться.
Кришнамурти: Не прикоснуться, а, лучше сказать, ощутить. Многие могут к
этому прийти.
Бом: Да, это вполне доступно всем.
Кришнамурти: Это не просто утверждение отдельного человека, это могло
бы быть научной констатацией. Думаю, что это может быть доказано, но тут
нужно действие, а не просто слова. Можем мы с вами сказать, что первооснова
существует? Для контакта с первоосновой требуются абсо-лютная тишина,
абсолютная пустота, что означает отсутствие эготизма в любой его форме -
верно? Сказали бы вы мне так? Склонен ли я расстаться со всем своим
эгоизмом? Ибо я хочу доказательств, хочу видеть, хочу выяснить, истинно ли
то, что вы говорите. Готов ли я сказать: 'Смотрите, 'я' пол-ностью
уничтожено, вырвано с корнем'?
Бом: Думаю, я могу сказать, что в некотором смысле желание, наверно,
присутствует, но может быть и другое чувство, в котором есть готовность, не
зависящая от моего сознательного усилия или стремления.
Кришнамурти: Нет, подождите. В этом мы тщательно разобрались.
Бом: Нам нужно понять, что...
Кришнамурти: Это не воля, это не желание, не усилие.
Бом: Конечно, но когда вы говорите о готовности, то это понятие
предполагает наличие воли.
Кришнамурти: Готовность, в том смысле, чтобы пройти через эту дверь.
Или же я, мы с вами хотим пройти через ту особую дверь, чтобы найти
первооснову, которая существует? Об этом вы меня спрашиваете. Я отвечаю, что
согласен, что я этого желаю. Я желаю не в том смысле, что проявляю волю и
прочее. Каковы аспекты, особенности или природа моего 'я'? Мы тщательно это
исследуем. Вы указываете мне на это, и я говорю: 'Верно' - можем мы так
действовать? Не быть привязанным, не иметь страха - все дело в этом. Вы
понима-ете - никакой веры, полная разумность, наблюдательность.