Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

говорили что-то о творчес-тве...

Кришнамурти: Да. И тогда, если у вас нет конфликта, нет 'я', действует

нечто другое.

Бом: Да, это важно сказать, потому что христианская идея

совершенствования могла бы тогда показаться достаточ-но скучной, так как там

нечего делать!

Кришнамурти: Наш разговор в какое-то другое время надо продолжить, мы

должны это вывести на орбиту.

Бом: Это, кажется, невозможно.

Кришнамурти: Мы зашли уже достаточно далеко.

2 апреля, 1980

Охай, Калифорния.

Почему человек придает величайшее значение мысли

Кришнамурти: О чем будем говорить?

Бом: Есть один вопрос, относящийся к тому, что мы с вами уже обсуждали;

где-то я читал, что некий ведущий физик высказал ту мысль, что чем больше мы

узнаем об универсуме, тем более бессмысленным он представляется, тем меньше

значения он имеет. И мне пришло в голову, что в науке могла бы быть

предпринята попытка взять за основу нашего существования материальный

универсум, и тогда он мог бы иметь физическое значение, но только не ...

Кришнамурти: ... никакого другого значения. Абсолют-но.

Бом: И вопрос, который мы могли бы обсудить, касается той первоосновы,

о которой мы говорили на днях. Будет ли она чем-то чуждым человечеству,

чем-то таким же, каким представляется физический универсум?

Кришнамурти: Давайте сформулируем вопрос яснее.

Бом: Не только физики, но и генетики, биологи пыта-лись сводить все,

что касается поведения человека, к атомам, генам, вы знаете, к молекулам ДНК

и т.д. И чем больше они изучали, тем более явственно ощущали, что их усилия

не имеют никакого значения, - это просто случается. Научные исследования,

хотя они и имеют значение физически, в том смысле, что мы можем дать этому

научное толкование, более глубокого значения не имеют.

Кришнамурти: Это понятно.

Бом: И вполне возможно, что такое представление в нас уже глубоко

укоренилось, потому что в прошлом люди были более религиозными, и они

чувствовали, что первооснова нашего существования пребывает где-то вне

материи - Бог или что-то еще, как бы они ни пожелали это назвать. И это

давало им ощущение глубокой значимости всего их существо-вания, которое

теперь утрачено. Одна из трудных проблем современной жизни - ощущение, что

она ничего не значит.

Кришнамурти: Итак, придумано религиозными людьми что-то такое, что

имеет значение?

Бом: Они вполне могли придумать. Видите ли, чувствуя, что жизнь не

имеет значения, они могли придумать нечто, выходящее за пределы обычного,

нечто такое, что вечно...

Кришнамурти: ... что пребывает вне времени, чему нет имени.

Бом: ... и что независимо, абсолютно.

Кришнамурти: То, как мы живем, с точки зрения генетики и всего прочего

не имеет никакого значения, и некоторые хитрые эрудиты сказали: 'Мы придадим

этому значение'.

Бом: Согласен. Я думаю, что это произошло еще раньше. В прошлом люди,

так или иначе, придавали жизни значение;

еще до появления науки очень многое было раскрыто и облечено в форму

религии. А наука пришла и принялась религию отвергать.

Кришнамурти: Именно так.

Бом: И в религиозное значение люди больше не верят. Они, быть может, и

никогда не были способны всецело в него поверить.

Кришнамурти: Как в таком случае выяснить, имеет ли жизнь кроме

известного нам еще какое-то другое значение? Как это выяснить? Люди пытались

медитировать, они испро-бовали все формы самоистязания, одиночества,

становились монахами, саньяси и т.п., но этим они также вполне могли ввести

себя в заблуждение.

Бом: Да. И именно поэтому ученые все отрицают. Видите ли, история,

рассказанная религиозными людьми, уже не представляется правдоподобной.

Кришнамурти: Безусловно. Но как тогда выяснить, существует ли нечто

большее, чем только физическое? Как к этому приступить?

Бом: Мы обсуждали понятие некой первоосновы, кото-рая вне материи и вне

пустоты.

Кришнамурти: Предположим, что это так, как вы гово-рите, а я скажу, что

это еще одна иллюзия.

Бом: Первое, что мы, пожалуй, могли бы выяснить, заключается в

следующем. Понимаете, если эта первооснова индифферентна по отношению к

человеческим существам, тогда это то же самое, что и предлагаемая учеными

матери-альная основа.

Кришнамурти: Да. В чем заключается вопрос?

Бом: