бы предположить, что существует нечто за
этим.
Кришнамурти: Да, именно так.
Бом: Думаю, мы продвигаемся. Всеобщее и отдельное. Сначала отдельное
умирает в пустоте, а за ним приходит всеобщее.
Кришнамурти: И оно тоже умирает.
Бом: В первооснове, верно?
Кришнамурти: Да.
Бом: Так что вы могли бы сказать, что первооснова не рождается и не
умирает.
Кришнамурти: Верно.
Бом: И тут, когда вы говорите, что всеобщее погибает, у нас возникает,
я думаю, почти непреодолимая трудность это выразить: само выражение 'the
universal' - всеобщее, уни-версум -- это отрицает.
Кришнамурти: Понимаете - я как раз объясняю: все умирает, кроме того.
Это говорит что-то?
Бом: Да. Тогда это то, из чего все возникает и в чем все приходит к
концу.
Кришнамурти: И тогда то не имеет начала и не имеет конца.
Бом: Имело бы какой-то смысл говорить о конце универ-сума? Что мог бы
означать конец универсума?
Кришнамурти: Ничего. Почему это должно что-то озна-чать? Какое
отношение это имеет к человеку? Вы понимаете, что я имею в виду? Какое это
имеет значение для человека, который переживает страшное время. Что должно с
ним произойти?
Бом: Давайте скажем так: человек сознает, что он должен иметь какой-то
контакт с первоосновой своей жизни, иначе все утрачивает смысл.
Кришнамурти: Но контакта нет. Первооснова не имеет с человеком никаких
отношений. Он убивает себя, он делает все, что противно первооснове.
Бом: Да, потому и утратила жизнь для человека свое значение.
Кришнамурти: Я - обыкновенный человек; я говорю: 'Прекрасно, вот вы
рассказываете о необыкновенных солнеч-ных закатах, но какое это имеет
отношение ко мне? Помогут ли они мне, как и все, что вы говорите, преодолеть
мое уродство, мои ссоры с женой или что-то еще?'
Бом: Я хотел бы вспомнить, что мы уже это подробно и последовательно
рассмотрели, начиная со страданий челове-чества; указали их причину, которая
заключается в неверном повороте и с неизбежностью ведет...
Кришнамурти: Да, но человек просит: 'Помоги мне исправить этот неверный
поворот. Наставь меня на правиль-ный путь'. И ты отвечаешь: 'Пожалуйста, не
становись ни чем'.
Бом: Правильно. И в чем тогда проблема?
Кришнамурти: В том, что он даже не хочет слушать.
Бом: Тогда, мне кажется, необходимо, чтобы тот, кто это видит, раскрыл
причину, которая мешает слушать.
Кришнамурти: Вы, конечно, видите, что это за причина.
Бом: Что является причиной?
Кришнамурти: 'Я'.
Бом: Да, но я имею в виду нечто более глубокое.
Кришнамурти: Более глубокое - все ваши мысли, глубо-кие привязанности -
все, что составляет вашу жизнь. Если вы не способны от этого отказаться, у
вас не может быть отношений с тем. Но человек не хочет отказываться.
Бом: Да, понимаю. То, чего он хочет, есть результат его образа
мышления.
Кришнамурти: То, чего он хочет, - это достаточно обеспеченная,
спокойная жизнь, без особых тревог, но он не может ее иметь.
Бом: Не может. Только когда отбросит все это.
Кришнамурти: Должна быть связь. Должно быть какое-то отношение человека
к первооснове и какое-то отношение первоосновы к обыкновенному человеку.
Иначе, в чем смысл жизни?
Бом: Это то, что я раньше пытался сказать. Без этого взаимоотношения...
Кришнамурти: ... не было бы смысла.
Бом: И тогда люди придумывают смысл.
Кришнамурти: Разумеется.
Бом: Даже обращаясь к прошлому, мы видим, что древние религии
утверждали подобные же вещи - что Бог есть первооснова. Поэтому они
говорили: 'Ищи Бога'. Вы это знаете.
Кришнамурти: О, нет, это не бог.
Бом: Да, это не бог, но говорится по существу то же самое. Пожалуй,
можно было бы сказать, что 'бог' - это слишком персонифицированная попытка
выразить понятие первоос-новы.
Кришнамурти: Да. Дайте им надежду, дайте им веру, сделайте жизнь
несколько более обеспеченной.
Бом: Итак, как объяснить это обыкновенному человеку? В этом ваш вопрос?
Кришнамурти: Более или менее. А также важно, чтобы человек это слушал.
Вы - ученый. Вы достаточно хорошо слушаете, потому что мы - друзья. Но кто
еще из ученых будет слушать? Я чувствую, что если атому следовать, то в
нашем мире будет чудесный порядок.
Бом: Да. А что мы будем делать в этом мире?
Кришнамурти: Жить.
Бом: Я имею в виду, что мы