тишина и энергия бесконечны, действительно
неизмеримы. Но существует нечто - я воспользуюсь словом 'greater' - нечто
еще более великое.
Бом: Я просто рассуждаю. Вот я слушаю вас, и создается впечатление, что
все, что бы вы ни говорили о пустоте или о каком-либо другом предмете,
предполагает, что существует еще что-то за этим.
Кришнамурти: Нет. Почему вы, как ученый, соглашае-тесь -- нет, не
соглашаетесь, -- почему вы прощаете мне пользование этим словом и даже
продвигаетесь вместе с ним?
Бом: Потому что мы шли к этому издалека, шаг за шагом, сознавая
необходимость каждого шага.
Кришнамурти: Видите ли, все это очень логично, разум-но, здраво.
Бом: А также, вне сомнения, еще и правильно.
Кришнамурти: Да. Так что если я говорю, что существу-ет нечто еще
большее, чем вся эта тишина, энергия - могли бы вы согласиться с этим?
Согласиться, что до сих пор мы следовали логике.
Бом: Мы охотно согласимся, что за пределами всего, о чем бы вы ни
говорили, определенно существует еще нечто. Тишина, энергия, все, что
угодно, - всегда сохраняется возможность в рамках логики допустить
существование чего-то еще. Но речь идет о том, что даже когда вы скажете,
что есть нечто за этим, вы все еще оставляете возможность, следуя логике,
снова выйти за пределы.
Кришнамурти: Нет.
Бом: Тогда почему это происходит? Понимаете, о чем бы вы ни говорили, -
всегда есть возможность существования чего-то еще за пределами этого.
Кришнамурти: За пределами этого существует ничто.
Бом: Видите ли, этот момент неясен.
Кришнамурти: За пределами этого существует ничто. Это я утверждаю. Не
догматически или из упрямства. Я чувствую, что оно есть начало и конец
всего. Конец и начало - это то же самое -- верно?
Бом: В каком смысле? В том смысле, что вы принимаете начало всего за
его конец?
Кришнамурти: Да. Верно? Вы могли бы так сказать?
Бом: Да. Если мы берем почву, из которой оно выходит, то это должна
быть почва, на которую оно упадет.
Кришнамурти: Верно. Это та земля, на которой все существует,
пространство...
Бом: ... энергия...
Кришнамурти: ... энергия, пустота, тишина, все это есть. Все это. Не
почва, вы понимаете?
Бом: Да, это всего лишь метафора.
Кришнамурти: За нею ничего нет. Никакой причины. Если у вас есть
причина, то у вас есть земля.
Бом: У вас другая земля.
Кришнамурти: Нет. Она - начало и конец.
Бом: Это очищение .
Кришнамурти: Верно. Вам это что-нибудь говорит?
Бом: Да, я думаю, это о чем-то говорит.
Кришнамурти: О чем-то. Хотели бы вы дальше сказать, что не существует
ни начала, ни конца?
Бом: Да. Что исходит из земли, то в землю и возвраща-ется, но этому нет
начала и нет конца.
Кришнамурти: Да. Не существует ни начала, ни конца. В этом скрыт
огромный смысл. Не есть ли это смерть - смерть не в том смысле, что я
непременно умру, но полное прекра-щение всего?
Бом: Понимаете, сначала вы сказали, что пустота есть конец всего, и в
чем тогда заключается смысл этого большего? Пустота есть конец вещей, не так
ли?Кришнамурти: Да, конечно. Не является ли эта пустота смертью? Смертью
всего, что культивировал ум. Эта пустота - не продукт ума, отдельного ума.
Бом: Нет, она есть разум универсума.
Кришнамурти: Пустота есть то.
Бом: Да.
Кришнамурти: Эта пустота может существовать только тогда, когда
существует смерть - абсолютная смерть отдель-ного.
Бом: Да.
Кришнамурти: Не знаю, удалось ли мне это выразить.
Бом: Да, то есть пустота. Но затем вы говорите, что в этой основе
смерть идет дальше?
Кришнамурти: О, да.
Бом: Итак, мы говорим, что конец отдельного, смерть отдельного есть
пустота, которая является всеобщим. А теперь вы идете дальше, говоря, что
всеобщее тоже умирает?
Кришнамурти: Да, я пытаюсь это выразить.
Бом: В первооснове.
Кришнамурти: Это что-то говорит?
Бом: Пожалуй, да.
Кришнамурти: Задержитесь, пожалуйста, на этом мину-ту. Давайте
посмотрим. Я думаю, это что-то говорит, не правда ли?
Бом: Да. А если и отдельное и всеобщее умирают, тогда то есть смерть?
Кришнамурти: Да. Астроном говорит о том, что во вселенной идет
непрерывный процесс умирания и рождения.
Бом: Но вы, конечно, могли