думаю', вы знаете, что я имею в виду.
Бом: Да, понимаю.
Кришнамурти: Существует нечто за пределами этого. Как можем мы говорить
об этом? Видите ли, энергия есть только тогда, когда есть пустота. Они
вместе.
Бом: Эта чистая энергия, о которой вы говорите, есть пустота. Вы
полагаете, что существует нечто за этой пусто-той, основа этой пустоты?
Кришнамурти: Да.
Бом: Не может ли это быть нечто вроде субстанции? Видите ли, вопрос
стоит так: если это не пустота, тогда что это?
Кришнамурти: Я не совсем уловил ваш вопрос. Бом: Вы говорите о чем-то
за пределами пустоты, о чем-то отличном от пустоты. Я думаю, мы можем
следовать за этой энергией и пустотой. И если мы допускаем существова-ние
чего-то другого по отношению к ней, к пустоте...
Кришнамурти: Это что-то другое.
Бом: Да, тогда это другое должно быть отличным от пустоты. Что-то
другое по отношению к пустоте, что, следо-вательно, не пустота. Имеет это
смысл?
Кришнамурти: Тогда это субстанция.
Бом: Да, отсюда следует: если это не пустота, то это субстанция.
Кришнамурти: Субстанция -- это материя, не так ли?
Бом: Не обязательно, но это нечто, имеющее качество субстанции.
Кришнамурти: Что вы имеете в виду? Бом: Материя есть форма субстанции в
том смысле, что она есть энергия, но, имея форму субстанции, материя имеет
также постоянную форму и сопротивляется изменению. Она устойчива, она
сохраняется.
Кришнамурти: Да. Но когда вы употребляете слово 'субстанция' как нечто
вне пустоты, то передает ли данное слово это значение?
Бом: Мы исследуем возможное значение того, что вы хотите сказать. Если
вы говорите, что это не пустота, то это все же и не субстанция, как мы ее
знаем применительно к материи. Но мы можем видеть определенное качество,
кото-рое принадлежит субстанции вообще; если она имеет это качество, то мы
можем воспользоваться словом 'субстан-ция', толкуя его значение
расширительно.
Кришнамурти: Я понял. Тогда мы можем пользоваться и словом 'качество'?
Бом: Слово 'качество' не обязательно присуще пустоте, понимаете,
энергия могла бы иметь качество пустоты. И следовательно, это что-то еще,
что-то другое, что может иметь качество субстанции. Это представляется мне
возможным подходом. Не это ли вы хотите сказать?
Кришнамурти: Существует что-то за пустотой. Как мы к этому отнесемся?
Бом: Что побуждает вас сказать так?
Кришнамурти: Просто факт, что это существует. Мы все это время
рассуждали довольно логично, и до сих пор не поддались никакой иллюзии.
Сможем ли мы и дальше удерживать ту же степень бдительности, исключающую
ка-кую бы ни было иллюзию, чтобы выяснить - или не выяс-нить, - что
находится за пустотой? Опуститься, так сказать, на землю, чтобы нас можно
было понять. Вы понимаете, что я имею в виду?
Бом: Да. Мы могли бы вернуться к вопросу: почему оно к нам не пришло?
Кришнамурти: Почему оно не пришло? Бывает ли чело-век когда-либо
свободен от 'я'?
Бом: Нет. Вообще говоря, нет.
Кришнамурти: Нет. А оно требует, чтобы 'я' перестало существовать.
Бом: Я думаю, мы могли бы посмотреть на это так, что эго становится
иллюзией этой субстанции. Вы чувствуете, что эго в некотором смысле тоже
субстанция.
Кришнамурти: Да, эго есть субстанция.
Бом: И следовательно эта субстанция представляется...
Кришнамурти: ... недосягаемой.
Бом: Но субстанция эго - это иллюзия той истинной субстанции; чтобы она
могла быть тем, ум старается создать своего рода иллюзию той субстанции.
Кришнамурти: Это иллюзия. Почему вы связываете ее с другим?
Бом: Потому, что когда ум мыслит, он уже имеет эту субстанцию, тогда он
не открыт...
Кришнамурти: Конечно, нет. Может ли то когда-либо быть выражено
словами? Вопрос не в том, что оно избегает или старается ускользнуть от
какого-то умозаключения. Вы видите, мы пока еще выражаем все в словах.
Бом: Я думаю, когда что-то правильно воспринято, приходят и слова,
чтобы это выразить.
Кришнамурти: Да, но может ли то быть воспринято, и, следовательно,
выражено? Не находится ли оно за предела-ми... ?
Бом: Оно за пределами. Не хотели бы вы сказать, что оно живое? Жизнь по
ту сторону пустоты - это все же жизнь? Живое?
Кришнамурти: Живое, да. О, да.
Бом: И разумное?
Кришнамурти: Я не