не способна создавать беспорядок.
Кришнамурти: Нет, конечно, нет. Итак, существует ли что-то за пределами
космического порядка, за пределами разума?
Бом: Вы согласны, что универсум, тот разум, который сотворил природу,
имеющую порядок, не действует всюду просто механически? В его деятельности
есть какой-то глубо-кий смысл?
Кришнамурти: Это то, что мы стараемся выяснить.
Бом: Вы подходите к универсуму в целом так же, как к человечеству. Что
заставляет вас делать это? Что лежит в основе такого восприятия?
Кришнамурти: Давайте начнем еще раз. Происходит прекращение моего 'я'
как времени, и таким образом ника-кой надежды, как таковой, не существует;
все завершилось, пришло к концу. В этом присутствует ощущение пустоты. А
пустота есть весь универсум.
Бом: Да, разум универсума, материя универсума.
Кришнамурти: Весь универсум.
Бом: Что заставляет вас так говорить?
Кришнамурти: О, я знаю. Выразить это очень просто:
разделение пришло к концу. Верно? Разделение создано временем, мыслью,
нашим воспитанием и так далее -- оно создано всем этим. Когда разделение
прекратилось, другое стало очевидным.
Бом: Вы имеете в виду, что когда нет разделения, существует другое, и
оно может быть воспринято?
Кришнамурти: Не воспринято, оно просто есть.
Бом: Но как тогда осознать, что оно есть?
Кришнамурти: Не думаю, что это осознается.
Бом: Что тогда побуждает вас так сказать?
Кришнамурти: Могли бы вы сказать, что оно есть? Не то, что вы его
воспринимаете, или что оно воспринято.
Бом: Да. Оно есть.
Кришнамурти: Оно есть.
Бом: Вы, наверно, могли бы сказать, что оно само это говорит. В
некотором смысле вы, возможно, убеждены, что именно оно и говорит.
Кришнамурти: Да. Только я не хотел произнести этих слов. - Рад, что вы
это так сказали! Где мы теперь?
Бом: Мы говорим, что универсум действительно живой, что он есть разум,
и мы - его часть.
Кришнамурти: Мы можем сказать, что мы -- его часть, только когда нет
'я'.
Бом: Нет разделения.
Кришнамурти: Нет разделения. Я хотел бы продвинуть-ся немного дальше.
Существует ли что-то за пределами всего этого?
Бом: Вы имеете в виду, за пределами этой энергии?
Кришнамурти: Да. Мы сказали 'пустота', эта пустота есть все, и
следовательно, она то, что является абсолютной энергией. Это совершенно
чистая, неискаженная энергия. Существует ли что-то за нею? Почему мы об этом
спрашива-ем?
Бом: Не знаю.
Кришнамурти: Я чувствую, что мы не можем этого коснуться - чувствую,
что существует что-то за этой энер-гией.
Бом: Можем ли мы сказать, что это нечто есть основа, сущность всего? Вы
говорите, что все возникает из внутрен-ней основы?
Кришнамурти: Да, существует другое. Вы знаете, тут нужно быть предельно
осторожным, чтобы не утратить чувство реального, не впасть в иллюзию, не
дать себя увлечь желанию или даже стремлению к исследованию и поиску. Это
должно случиться. Вы понимаете, что я имею в виду?
Бом: Мы говорим, что вещи должны приходить от того. Все, что бы вы ни
назвали, должно приходить от того.
Кришнамурти: От того. Это так, хотя звучит довольно самонадеянно.
Бом: Вы действительно видите это. Вы не принимаете поверхностное
восприятие за видение.
Кришнамурти: О, нет. Тогда это неверно.
Бом: Не существует разделения. Конечно, с такого рода вещами легко
впасть в иллюзию.
Кришнамурти: Да, но мы говорим, что иллюзия живет до тех пор, пока есть
желание и мысль. Это просто. А желание и мысль -- это часть 'я', которое
есть время. Когда желание и время полностью прекратились, существует
абсолютное ничто, следовательно, то, что является универсумом. Это пустота,
которая полна энергии. И тут мы можем поставить точку. ...
Бом: Поскольку мы еще не видим необходимости в том, чтобы выйти за
пределы этой энергии. Мы должны увидеть это как необходимость.
Кришнамурти: Думаю, что это необходимо.
Бом: Да, но это надо увидеть. Мы должны выявить, почему это необходимо.
Кришнамурти: Почему это необходимо? Можно пред-положить, что существует
в нас нечто, что действует, а также и нечто гораздо большее -- я не знаю,
как это выразить - нечто гораздо более значительное. Я двигаюсь медленно,
медленно. Стараюсь выразить то, что, как я думаю, существует за пределами
этого. Когда я говорю 'я