Но мы также сказали, что весь универсум есть разум.
Бом: Вы хотите сказать, что природа есть разум?
Кришнамурти: Часть разума.
Бом: Разума универсума?
Кришнамурти: Да.
Бом: Не какой-то отдельный ум?
Кришнамурти: Отдельный ум - это обособленный ум, но мы говорим о
Разуме.
Бом: Видите ли, мы должны сделать это понятным. Вы говорите, что
природа есть творение универсального разума, хотя она имеет все же
несомненную реальность.
Кришнамурти: Все понятно.
Бом: Но это выглядит так, как если бы природа была мыслью
универсального разума.
Кришнамурти: Она - часть его. Я пытаюсь идти ощупью в направлении
отдельного ума, который приходит к концу; и тогда существует только Разум,
ум универсума - верно?
Бом: Да. Мы рассматриваем отдельный ум, пробираясь ощупью через
желания, и мы сказали, что если все это остановилось...
Кришнамурти: Это как раз и мой вопрос. Если все это полностью приходит
к концу, то каков следующий шаг? Существует ли что-либо следующее? Мы
сказали вчера, что существует начало, но это слово в какой-то части
подразуме-вает время.
Бом: Мы отнюдь не хотим утверждать, что это - начало, может быть, это -
конец.
Кришнамурти: Конец, мы так сказали.
Бом: Но существует ли тут что-нибудь новое?
Кришнамурти: Есть ли что-нибудь такое, что ум не может охватить?
Бом: Который ум, отдельный или универсальный?
Кришнамурти: Отдельный ум пришел к концу.
Бом: Да. Вы говорите, что и универсальный ум не может этого охватить?
Кришнамурти: Это нам надо выяснить.
Бом: Не считаете ли вы, что существует нечто, некая реальность за
пределами универсального разума?
Кришнамурти: Не играем ли мы в игру, снимая одну кожуру за другой, как
кожуру луковицы, и в конце остаются только слезы и больше ничего?
Бом: Ну, я не знаю.
Кришнамурти: Ибо мы сказали, что тогда существует конец космического,
универсального разума, а за ним есть еще нечто большее.
Бом: Хорошо, могли бы вы сказать, что 'большее' есть энергия, и что эта
энергия находится за пределами универ-сального разума?
Кришнамурти: Я сказал бы да, потому что универсаль-ный разум есть часть
этой энергии.
Бом: Это понятно. Вы говорите, что эта энергия в некотором отношении
живая?
Кришнамурти: Да, да.
Бом: А также разумная?
Кришнамурти: Подождите.
Бом: В некотором отношении... Поскольку она есть разум.
Кришнамурти: И вот, если эта энергия разумна, то почему она позволила
человеку двигаться в неверном направ-лении?
Бом: Я думаю, это могло бы быть частью процесса, нечто такое, что
является неизбежным в природе мысли. Видите ли, когда начинала развиваться
мысль, такая возможность долж-на была существовать. Чтобы возбудить мысль в
человеке...
Кришнамурти: Не было ли это изначальной свободой человека? Свободой
выбора?
Бом: Нет, это предполагает, что мысль должна быть способной совершить
такую ошибку.
Кришнамурти: Но если эта разумность действовала, почему она эту ошибку
позволила?
Бом: Мы можем предположить, что существует какой-то порядок универсума,
какой-то закон.
Кришнамурти: Согласен. Универсум функционирует, и он имеет свой
порядок.
Бом: Да, и то, что отдельный механизм может действо-вать неверно, есть
часть порядка универсума. Если машина ломается, то это не означает
беспорядка в универсуме, это - часть порядка универсума.
Кришнамурти: Да. В порядке универсума существует беспорядок, там, где
это касается человека.
Бом: Это не беспорядок на уровне универсума.
Кришнамурти: Нет. Это на значительно более низком уровне.
Бом: На уровне человека это -- беспорядок.
Кришнамурти: Но почему человек от самого начала живет в этом
беспорядке?
Бом: Потому что он живет в неведении, он до сих пор не увидел главного.
Кришнамурти: Хотя человек часть целого, он живет все же в крошечном
уголке и живет в беспорядке. А этот огромный познающий разум не имеет...
Бом: Да, вы могли бы сказать, что возможность творчес-тва - это также и
возможность беспорядка. Так, если у человека была возможность творить, то
была также возмож-ность и совершать ошибки. Не мог он быть фиксирован, как
машина, чтобы всегда действовать в совершенном порядке. Этот разум не
захотел бы обратить его в машину, которая