жизни и рассматривать преобразование земной жизни как дело
второстепенное; эта тенденция усиливается по мере того, как все больше и
больше слабеет первоначальная надежда на немедленное универсальное
преобразование человечества. Поэтому, хотя приходу духовного века неизбежно
будут предшествовать многочисленные новые духовные течения с присущими им
сильными мотивами и дисциплиной, все же коллективный ум человечества и его
духовных вождей должен придавать их амбициям второстепенное значение,
памятуя, что все мотивы и дисциплины имеют свою ценность, но ни одна из них
не обладает абсолютной и исключительной ценностью, поскольку все они
являются средствами, а не той единственной вещью, которая подлежит
осуществлению. Единственное, чему должно придаваться главенствующее
значение, - это обращение всей жизни человеческого существа к водительству
духа. Не восхождение человека на небеса после смерти является главным делом
человека, но скорее его восхождение к Духу в земной жизни, а равно
нисхождение Духа в его нормальную человеческую природу и преобразование этой
земной природы. Именно в этом, а не в каком-то посмертном спасении,
заключается истинное возрождение, которого ждет человечество как высочайшего
осуществления - завершения своего долгого, исполненного тьмы и страданий
пути.
Поэтому в наибольшей мере приходу нового века человечества будут
способствовать те индивиды, которые признают духовную эволюцию
предназначением, а следовательно, насущной потребностью человеческого
существа. Подобно тому, как человек животный в значительной степени был
преобразован в человека ментального и на высшем уровне - высоко ментального,
так и теперь или в будущем эволюция, или преобразование (не имеет большого
значения, какой именно термин мы употребляем или какую теорию принимаем,
чтобы обосновать свой выбор) современного человека в человека духовного
является потребностью человечества и безусловно выражает замысел Природы;
эта эволюция, или преобразование, будет идеалом людей и целью их стремлений.
Люди не будут проводить особого различия между конкретными вероучениям и
формами, которые те принимают - каждый будет волен выбирать ту религию и
церковь, к которым испытывает естественное влечение. Они будут
придерживаться главного - веры в духовное преобразование и стремления
воплотить его в жизнь, как и любого знания (внешняя форма, в которую оно
выльется, не имеет большого значения), которое можно реализовать в духовном
существовании. В частности, они не будут ошибочно полагать, будто такое
изменение возможно осуществить путем внешнего технического оснащения жизни и
создания общественных институтов; они будут знать и всегда помнить, что
каждый человек должен внутренне пережить это преобразование, иначе оно
никогда не станет реальностью для всего рода человеческого. Они поймут
сердцем сокровенный смысл духовного видения Востока, согласно которому
человек должен искать тайну своего предназначения и спасения внутри; но они
примут также и то значение (хотя и видящееся им в новом свете), которое
Запад справедливо придает жизни и максимальной реализации всех наших
познаний и потенциальных достижений как основному правилу жизни. Они не
станут превращать общество в темный фон для нескольких светоносных духовных
личностей или в огороженное со всех сторон пространство земной жизни,
предназначенное для произрастания сравнительно редких и бесплодных цветов
аскетической духовности. Они отвергнут теорию, согласно которой большинство
людей навсегда останется на низших уровнях жизни и лишь единицы поднимутся к
высоким сферам свободы и света, но будут исходить из точки зрения великих
духом людей, которые пытались преобразовать земную жизнь и сохранили веру в
возможность подобного преобразования, несмотря на все предыдущие неудачи
человечества. Любое великое и трудное начинание поначалу неизбежно сопряжено
с многочисленными неудачами, но наступает время, когда человечество может
извлечь пользу из горького опыта прошлого и открыть ворота, которые так
долго не поддавались. В этом начинании, как и во всех великих человеческих
стремлениях и усилиях, априорное утверждение о невозможности успеха есть
признак невежества и слабости, а девизом человека, движимого стремлением и
совершающего