образом не получила полного развития и далеко не везде ее
признавали вполне искренне, тем не менее она существовала и отчаянно
пыталась обрести рождение даже в Германии, некогда могучем оплоте
виталистической философии жизни. В появлении этой идеи крылась какая-то
надежда на лучшее. Но, по крайней мере в настоящее время, витальное
стремление, облеченное в новую форму, снова заявило о себе в полный голос, и
надежда растаяла во мраке смутной эпохи, где лишь исполненный веры взляд в
силах различить новый космос, постепенно рождающийся из хаоса.
Первым следствием этого несовершенного пробуждения, похоже, стало
возвращение к старому идеалу, предполагающее более полное и широкое
использование волей разума и этического ума в устройстве индивидуальной,
национальной и интернациональной жизни. Но такая попытка, хотя и достаточно
эффективная на первых порах, не может быть истинным и окончательным решением
проблемы; если на этом наши усилия закончатся, мы ничего не достигнем.
Решение проблемы заключается, как мы уже сказали, в пробуждении к нашим
истинным (поскольку высочайшим) 'я' и природе, в осознании того сокровенного
'я', которым мы еще не стали, но должны стать и которое является не сильной
и просвещенной витальной Волей, воспетой Ницше, но духовным 'я' и духовной
природой, которая будет использовать мен-тальное существо, уже развившееся в
нас, - но ментальное существо одухотворенное - и преобразовывать силой
духовного идеала цель и деятельность нашей витальной и физической природы.
Ибо такова формула человека, максимально раскрывающего свои потенциальные
возможности,ибезопасное существование заключается именно в стрем-лении
раскрыть наши высшие возможности, а не в умиротворенном довольстве низшими.
Может показаться, что стремление следовать нашему высочайшему предназначению
означает жизнь, полную опасностей (если снова употребить одно из
вдохновенных выражений Ницше), но именно с преодолением этих опасностей
приходят победа и безопасность. Может показаться, что безопасней, разумней,
удобней и проще всего успокоиться на достигнутом или ограничиться раскрытием
наших низших возможностей, но это плохо кончается - утратой всякого смысла
или движением по замкнутому кругу, падением в пропасть или застоем. Верный и
естественный путь ведет к вершинам.
Следовательно, мы должны вернуться к попытке постичь древнюю тайну,
которую человек, если говорить о всем человечестве, увидел лишь очень не
отчетливо и к которой стремился очень вяло, которую он понял на самом деле
лишь своим поверхностным умом, не проникнув в сокровенный ее смысл, хотя в
постижении этой тайны заключется как социальное, так и индивидуальное
спасение человека, это - идеал Царства Божия, тайна господства Духа над
умом, жизнью и телом. Древние народы Азии - именно потому, что они никогда
полностью не утрачивали понимания этой тайны, никогда не отказывались от нее
в нетерпеливой погоне за малыми победами - проявили удивительную
жизнестойкость, выжили и могут ныне, подобно бессмертным, восстать и
обратить свои взоры к заре новой жизни; они были погружены в сон, но не
погибли. Да, они действительно какое-то время терпели неудачи в жизни - там,
где добивались успеха европейские народы, верящие в плоть и интеллект; но
этот успех, обманчиво полный и лишь временный, неизбежно приводил к
катастрофе. Азия потерпела неудачу в жизни, поверглась во прах, и даже если
прах, в котором она лежала, был священным, как возвышенно выразился
современный азиатский поэт (хотя был ли он священным - это еще вопрос), все
же прах не является надлежащим местом для человека, равно как положение
поверженного не является для него естественным. Азия потерпела временную
неудачу не потому, что стремилась к идеалам духовным (как некоторые утешают
себя), словно Дух вообще может заключать в себе слабость или быть причиной
слабости, но потому, что недостаточно уверенно следовала духу и не нашла
способ сделать его полновластным правителем жизни. Ее ум либо создавал
пропасть и отделял жизнь и Дух непроходимой границей, либо успокаивался,
приводя их к компромиссному соглашению, и принимал основанные на этом
компромиссе социально-религиозные системы в качестве окончательных.
Успокаиваться таким образом опасно; ибо зову духа мы должны следовать