механистичной и заканчивает живое развитие. Поэтому приходу
духовного века должно предшествовать появление все большего числа индивидов,
которые уже не удовлетворяются обычным интеллектуальным, витальным и
психическим сущес-твованием, но сознают, что истинная цель человечества
заключается в более великой эволюции, пытаются осуществить ее в самих себе,
вести к этому других и сделать ее общепризнанной целью человеческой расы.
Соразмерно тому, насколько они преуспевают в этом и до какой степени
осуществляют эту эволюцию в себе, еще не реализованные потенциальные силы,
которые они представляют, будут превращаться в реальную возможность
будущего.
В прошлом великие всплески духовности обычно приводили к появлению
новой религии особого типа, которая пыталась навязать себя человечеству в
качестве нового универсального закона. Однако это стремление закрепиться в
жесткой форме всегда было не только преждевременным, но и неверным, и скорее
мешало, нежели способствовало достижению каких-либо серьезных и значительных
результатов. Безусловно, цель духовного века человечества совпадает с
главной целью субъективных религий: это новое рождение, новое сознание,
восходящая эволюция человеческого существа, нисхождениедухаво все части
нашей природы, духовное преобразование нашей жизни; но если в движении к
этой цели человечество ограничится использованием старого, привычного
механизма и несовершенных средств религиозного движения, оно неизбежно
потерпит очередную неудачу. Обычно религиозное движение порождает волну
духовного возбуждения и стремления, которая захватывает большое число
индивидов, в результате чего наступает временный духовный подъем и
складывается эффективная организация - частью духовная, частью этическая,
частью догматическая по своей природе. Но через одно-два поколения или,
самое большее, несколько поколений эта волна идет на убыль; организация же
остается. Если это было очень мощное движение, у истоков которого стояла
сильная духовная личность, оно может оставить после себя глубокое влияние и
внутреннюю дисциплину, вполне способные породить новые волны духовности; но
они будут неуклонно терять силу и долговечность по мере удаления от своего
источника. Ибо тем временем - чтобы сплотить верных приверженцев и в то же
время отделить их от непреобразованного внешнего мира - религия формирует
некую организацию, Церковь, иерархию, жесткий и не имеющий развития тип
этической жизни, набор окаменелых догм, показных обрядов, санкционированных
суеверий, детально разработанный механизм спасения человечества. В
результате духовность все больше и больше подчиняется интеллектуальной вере,
внешним формам поведения и пустому ритуалу, высшие мотивы подчиняются
низшим, единственное существенно важное - средствам, орудиям и случайностям.
На смену начальной стихийной и мощной попытке одухотворить всю жизнь
приходит жесткая система веры и этики, затронутая духовным чувством; но под
конец даже этот спасительный элемент подавляется внешней структурой, которая
из прибежища духовности превращается в ее гробницу. Церковь занимает место
духа, а формальное подчинение ее учению, ритуалам и порядку становится общим
требованием; духовную жизнь ведут лишь единицы в жестких рамках своего
вероучения и религиозного закона. Большинство же отказывается даже от этих
ограниченных усилий и довольствуется тем, что замещает стремление к более
духовной жизни тщательным или небрежным исполнением религиозных предписаний.
В конце концов выясняется, что дух в религии иссяк, подобно тонкому ручейку,
затерявшемуся в песках; в лучшем случае лишь короткие случайные наводнения
этого высохшего русла конвенций все еще не дают религиозному духу
превратиться в далекое воспоминание, запечатленное в мертвых главах Времени.
Претензия какого-то одного религиозного вероучения на универсальность и
его самоутверждение в качестве высшего авторитета противоречат
разносторонней человеческой природе и, по меньшей мере, одному существенному
свойству Духа. Природа Духа есть широкая внутренняя свобода и всеобъемлющее
единство, к которым может восходить каждый человек согласно собственной
природе. К тому же (и это является еще одной причиной неизбежной неудачи)
обычно эти догматические религии имеют тенденцию сосредоточиваться на
загробной