человечества - огромным шагом. Это
будет неизбежной начальной стадией, формированием необходимой ментальной
среды для активного преобразования человеческого общества вобществовысшего
типа. Но само по себе это может означать не более чем нерешительную - или
решительную, но приносящую лишь частичный или временный успех, - попытку
воплотить частицу проявленного духа в человеческую жизнь и общественные
институты. Это все, что пыталось сделать человечество в данном направлении в
прошлом. Оно никогда не пыталось полностью воплотить в жизнь даже это малое,
кроме как в пределах религиозной системы или отдельного сообщества, но и там
допускало такие серьезные просчеты и устанавливало такие суровые
ограничения, что сам эксперимент превращался в бесполезную затею, лишенную
всякой связи с человеческой жизнью. Если мы не пойдем дальше простого
утверждения идеала и признания его общего влияния на человеческую жизнь,
этим малым ограничатся все будущие попытки человечества. Требуется большее;
всеобщее духовное пробуждение и стремление, безусловно, являются необходимой
могучей мотивирующей силой, но сила воплощения должна представлять собой
нечто большее. Должно происходить динамическое преобразование индивидуальной
человеческой природы в природу духовную.
Ибо в отношении идеала человечество довольствуется тем, что признает
его целью стремлений, которые по большей части остаются только стремлениями,
и принимает этот идеал лишь как частичное влияние. Ему не позволено
формировать всю жизнь - он может лишь придавать ей тот или иной оттенок;
часто даже идеал используют для прикрытия и оправдания вещей, диаметрально
противоположных его истинному духу. Создаются общественные институты,
которые по идее (не имеющей серьезного основания) должны воплощать этот дух,
и факт простого наличия идеала, факт, что жизнь людей управляется этими
институтами, считается достаточным. Наличие идеала становится почти
оправданием того, что общество не живет в согласии с этим идеалом;
существование социальных институтов считается достаточным, чтобы отказаться
от необходимости настойчиво утверждать дух, породивший эти институты. Однако
духовность по самой своей природе есть нечто субъективное, а не
механическое; она утрачивает всякий смысл, если не переживается внутренне и
если внешние формы существования не являются продолжением этой внутренней
жизни. Одних символов, типов, конвенций и идей недостаточно. Духовный символ
остается лишь бессмысленным ярлыком до тех пор, пока идея, выраженная в
символе, не реализуется в духе. Духовная конвенция может утратить или изжить
свой дух и превратиться в ложь. Духовный тип может стать временной формой, в
которую вливается духовная жизнь, но при этом он ограничивает ее и может
превратиться в тюрьму, в которой дух закосневает и гибнет. Духовная идея
является силой, но только в том случае, когда она и внешне, и внутренне
созидательна. Здесь мы должны расширить и углубить прагматический принцип,
согласно которому истина есть то, чтоv мы создаем; в этом смысле истина есть
в первую очередь то, чтоv мы созидаем внутри себя самих, иными словами, то,
чем мы становимся. Несомненно, духовная истина существует вечно вне нас и
независимо от нас в высоких сферах духа; но она остается совершенно
бесполезной для человечества, не становится земной истиной, истиной жизни,
пока человек не переживает ее. Божественное совершенство всегда пребывает
над нами; но для человека духовность означает божественное становление в
сознании и действии и жизнь внешне и внутренне божественную; любое более
узкое толкование этого слова есть беспомощный лепет или ложь.
А достичь этого, как признают субъективные религии, можно только через
индивидуальное преобразование жизни каждого человека. Коллективная душа
существует только как великий полуподсознательный источник индивидуального
существования; если ей суждено обрести конкретнуюпсихологическую форму или
воплотиться в новом типе коллективной жизни, то это возможно лишь через
формирующее развитие составляющих общество индивидов. Какими будут дух и
жизнь индивидов, из которых состоит общество, такими будут и дух коллектива,
и истинная сила его жизни. Общество, которое живет не своими людьми, но
своими институтами, является не коллективной душой, но машиной; его жизнь
становится