Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

человечества - огромным шагом. Это

будет неизбежной начальной стадией, формированием необходимой ментальной

среды для активного преобразования человеческого общества вобществовысшего

типа. Но само по себе это может означать не более чем нерешительную - или

решительную, но приносящую лишь частичный или временный успех, - попытку

воплотить частицу проявленного духа в человеческую жизнь и общественные

институты. Это все, что пыталось сделать человечество в данном направлении в

прошлом. Оно никогда не пыталось полностью воплотить в жизнь даже это малое,

кроме как в пределах религиозной системы или отдельного сообщества, но и там

допускало такие серьезные просчеты и устанавливало такие суровые

ограничения, что сам эксперимент превращался в бесполезную затею, лишенную

всякой связи с человеческой жизнью. Если мы не пойдем дальше простого

утверждения идеала и признания его общего влияния на человеческую жизнь,

этим малым ограничатся все будущие попытки человечества. Требуется большее;

всеобщее духовное пробуждение и стремление, безусловно, являются необходимой

могучей мотивирующей силой, но сила воплощения должна представлять собой

нечто большее. Должно происходить динамическое преобразование индивидуальной

человеческой природы в природу духовную.

Ибо в отношении идеала человечество довольствуется тем, что признает

его целью стремлений, которые по большей части остаются только стремлениями,

и принимает этот идеал лишь как частичное влияние. Ему не позволено

формировать всю жизнь - он может лишь придавать ей тот или иной оттенок;

часто даже идеал используют для прикрытия и оправдания вещей, диаметрально

противоположных его истинному духу. Создаются общественные институты,

которые по идее (не имеющей серьезного основания) должны воплощать этот дух,

и факт простого наличия идеала, факт, что жизнь людей управляется этими

институтами, считается достаточным. Наличие идеала становится почти

оправданием того, что общество не живет в согласии с этим идеалом;

существование социальных институтов считается достаточным, чтобы отказаться

от необходимости настойчиво утверждать дух, породивший эти институты. Однако

духовность по самой своей природе есть нечто субъективное, а не

механическое; она утрачивает всякий смысл, если не переживается внутренне и

если внешние формы существования не являются продолжением этой внутренней

жизни. Одних символов, типов, конвенций и идей недостаточно. Духовный символ

остается лишь бессмысленным ярлыком до тех пор, пока идея, выраженная в

символе, не реализуется в духе. Духовная конвенция может утратить или изжить

свой дух и превратиться в ложь. Духовный тип может стать временной формой, в

которую вливается духовная жизнь, но при этом он ограничивает ее и может

превратиться в тюрьму, в которой дух закосневает и гибнет. Духовная идея

является силой, но только в том случае, когда она и внешне, и внутренне

созидательна. Здесь мы должны расширить и углубить прагматический принцип,

согласно которому истина есть то, чтоv мы создаем; в этом смысле истина есть

в первую очередь то, чтоv мы созидаем внутри себя самих, иными словами, то,

чем мы становимся. Несомненно, духовная истина существует вечно вне нас и

независимо от нас в высоких сферах духа; но она остается совершенно

бесполезной для человечества, не становится земной истиной, истиной жизни,

пока человек не переживает ее. Божественное совершенство всегда пребывает

над нами; но для человека духовность означает божественное становление в

сознании и действии и жизнь внешне и внутренне божественную; любое более

узкое толкование этого слова есть беспомощный лепет или ложь.

А достичь этого, как признают субъективные религии, можно только через

индивидуальное преобразование жизни каждого человека. Коллективная душа

существует только как великий полуподсознательный источник индивидуального

существования; если ей суждено обрести конкретнуюпсихологическую форму или

воплотиться в новом типе коллективной жизни, то это возможно лишь через

формирующее развитие составляющих общество индивидов. Какими будут дух и

жизнь индивидов, из которых состоит общество, такими будут и дух коллектива,

и истинная сила его жизни. Общество, которое живет не своими людьми, но

своими институтами, является не коллективной душой, но машиной; его жизнь

становится