Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

него

неизбежно оказываются тщетными. Пока сохраняется такое положение дел,

человек остается и всегда будет оставаться рабом других, рабом своей семьи,

своей касты, своего клана, своей Церкви, своего общества, своего народа; он

не может не быть их рабом, равно как и они не могут не оказывать на него

своего грубого и механического давления, поскольку как он, так и они

являются рабами своего собственного эго, своей собственной низшей природы.

Мы должны почувствовать принуждение Духа и подчиниться ему, если хотим

утвердить наше внутреннее право освободиться от любого другого принуждения:

мы должны превратить нашу низшую природу в добровольного раба, сознательное

и просвещенное орудие или облагороженную, но все же добровольно ставшую в

подчинение часть, супругу или товарища божественного Существа в нас, ибо

именно это подчинение является условием нашей свободы, поскольку духовная

свобода есть не эгоистическое самоутверждение нашего обособленного ума и

нашей обособленной жизни, но подчи-нение Божественной Истине, сокрытой в

нас, во всех частях нашей природы и во всем, что нас окружает. При этом надо

заметить, что Бог уважает свободу природных частей нашего существа и дает им

пространство для развития в согласии с их собственной природой, чтобы они

обретали Божественное в себе в процессе естественного роста, а не

самоуничтожения. Совершенное и полное подчинение, к которому они в конечном

счете придут, должно быть добровольным подчинением в результате признания

своего собственногоисточника света и силы и устремления к своему высочайшему

существованию. Поэтому даже в необновленном духовно состоянии мы видим, что

самый здоровый, самый истинный, самый живой рост и деятельность происходят в

условиях наибольшей широчайшей свободы, а любое чрезмерное принуждение

является законом либо постепенного замедления развития, либо тирании,

которая видоизменяется или устраняется яростными вспышками недовольства,

ведущими к хаосу. И как только человек начинает познавать свое духовное 'я',

благодаря этому открытию, а часто даже просто в процессе его поисков (что

понимали древняя мысль и религия) он освобождается от внешнего закона и

вступает царство, где правит закон свободы.

Духовный век человечества постигнет эту истину. Он не будет пытаться

усовершенствовать человека с помощью внешних средств технического прогресса

или удерживать его на пути истинном, связывая по рукам и ногам. Он не будет

являть члену общества его высочайшее 'я' в облике полицейского, чиновника и

капрала, а равно, позволим себе заметить, в форме социалистической

бюрократии или Советов Трудящихся. Целью духовного века будет как можно

скорее и значительнее уменьшить необходимость внешнего принуждения в

человеческой жизни, пробуждая силу внутреннего божественного принуждения

духа, и все предварительные средства, которые он будет использовать, будут

направлены на достижение этой же цели. В конце концов в духовном веке будет

главным образом (если не исключительно) одно принуждение - духовное, которое

даже духовный индивид может оказывать на окружающих, - насколько же сильнее

будет воздействие духовного общества! - и которое вызовет в нас, несмотря на

все наше внутреннее сопротивление и внешнее отрицание, принуждение Света,

желание и силу восходить к Божественному путем развития своей природы. Ибо

совершенно духовное общество будет таким, в котором - как мечтает духовный

анархист - все люди обретут полную свободу, а это произойдет потому, что

будет выполнено предварительное условие. В этом состоянии каждый человек не

будет представлять собой отличный от других закон - это будет один закон,

божественный Закон, ибо человек будет душой, живущей в Божественной

Реальности, а не эго, живущим преимущественно, если не полностью, ради своих

собственных интересов и целей. Его жизнью будет управлять закон его

собственной божественной природы, освобожденной от эго.

Этотакжене означает, что деятельность всего человеческого общес-тва

раздробится на разобщенные действия отдельных индивидов; ибо третий элемент

формулы Духа есть единство. Духовная жизнь есть высшее выражение не

безликого, но сознательного и явленного во всем разнообразии форм единства.

Каждый человек должен развиться в Божественную Реальность, сокрытую в нем,

через рост своей собственной индивидуальной