него
неизбежно оказываются тщетными. Пока сохраняется такое положение дел,
человек остается и всегда будет оставаться рабом других, рабом своей семьи,
своей касты, своего клана, своей Церкви, своего общества, своего народа; он
не может не быть их рабом, равно как и они не могут не оказывать на него
своего грубого и механического давления, поскольку как он, так и они
являются рабами своего собственного эго, своей собственной низшей природы.
Мы должны почувствовать принуждение Духа и подчиниться ему, если хотим
утвердить наше внутреннее право освободиться от любого другого принуждения:
мы должны превратить нашу низшую природу в добровольного раба, сознательное
и просвещенное орудие или облагороженную, но все же добровольно ставшую в
подчинение часть, супругу или товарища божественного Существа в нас, ибо
именно это подчинение является условием нашей свободы, поскольку духовная
свобода есть не эгоистическое самоутверждение нашего обособленного ума и
нашей обособленной жизни, но подчи-нение Божественной Истине, сокрытой в
нас, во всех частях нашей природы и во всем, что нас окружает. При этом надо
заметить, что Бог уважает свободу природных частей нашего существа и дает им
пространство для развития в согласии с их собственной природой, чтобы они
обретали Божественное в себе в процессе естественного роста, а не
самоуничтожения. Совершенное и полное подчинение, к которому они в конечном
счете придут, должно быть добровольным подчинением в результате признания
своего собственногоисточника света и силы и устремления к своему высочайшему
существованию. Поэтому даже в необновленном духовно состоянии мы видим, что
самый здоровый, самый истинный, самый живой рост и деятельность происходят в
условиях наибольшей широчайшей свободы, а любое чрезмерное принуждение
является законом либо постепенного замедления развития, либо тирании,
которая видоизменяется или устраняется яростными вспышками недовольства,
ведущими к хаосу. И как только человек начинает познавать свое духовное 'я',
благодаря этому открытию, а часто даже просто в процессе его поисков (что
понимали древняя мысль и религия) он освобождается от внешнего закона и
вступает царство, где правит закон свободы.
Духовный век человечества постигнет эту истину. Он не будет пытаться
усовершенствовать человека с помощью внешних средств технического прогресса
или удерживать его на пути истинном, связывая по рукам и ногам. Он не будет
являть члену общества его высочайшее 'я' в облике полицейского, чиновника и
капрала, а равно, позволим себе заметить, в форме социалистической
бюрократии или Советов Трудящихся. Целью духовного века будет как можно
скорее и значительнее уменьшить необходимость внешнего принуждения в
человеческой жизни, пробуждая силу внутреннего божественного принуждения
духа, и все предварительные средства, которые он будет использовать, будут
направлены на достижение этой же цели. В конце концов в духовном веке будет
главным образом (если не исключительно) одно принуждение - духовное, которое
даже духовный индивид может оказывать на окружающих, - насколько же сильнее
будет воздействие духовного общества! - и которое вызовет в нас, несмотря на
все наше внутреннее сопротивление и внешнее отрицание, принуждение Света,
желание и силу восходить к Божественному путем развития своей природы. Ибо
совершенно духовное общество будет таким, в котором - как мечтает духовный
анархист - все люди обретут полную свободу, а это произойдет потому, что
будет выполнено предварительное условие. В этом состоянии каждый человек не
будет представлять собой отличный от других закон - это будет один закон,
божественный Закон, ибо человек будет душой, живущей в Божественной
Реальности, а не эго, живущим преимущественно, если не полностью, ради своих
собственных интересов и целей. Его жизнью будет управлять закон его
собственной божественной природы, освобожденной от эго.
Этотакжене означает, что деятельность всего человеческого общес-тва
раздробится на разобщенные действия отдельных индивидов; ибо третий элемент
формулы Духа есть единство. Духовная жизнь есть высшее выражение не
безликого, но сознательного и явленного во всем разнообразии форм единства.
Каждый человек должен развиться в Божественную Реальность, сокрытую в нем,
через рост своей собственной индивидуальной