так теперь будет обстоять дело с образованием в
целом. Оно включит в себя все знание, но главной своей тенденцией, целью и
всепроникающим духом сделает не стремление к простой практической
эффективности (хотя эта эффективность не будет упущена из виду), но именно
саморазвитие, самопознание, а все остальное станет вспомогательными
средствами. Оно будет следовать за наукой, изучающей физические и
психические процессы, не просто для того, чтобы познать мир и Природу в их
развитии и использовать эти знания для материальных человеческих нужд, но в
гораздо большей мере для того, чтобы постичь за всеми вещами, внутри них,
под ними и над ними Божественное в мире и пути Духа, скрытого за всем
многообразием своих проявлений. Оно сделает целью этики не установление
нормы поведения - не важно, дополняющей или корректирующей социальный закон,
который в конце концов является всего лишь законом человеческого стада, стаи
двуногих животных, законом зачастую негибким и невежественным, - но развитие
в человеческом существе божественной природы. Оно сделает целью Искусства не
просто представление образов субъективного и объективного мира, но
постижение их глубоким и творческим видением, проникающим за поверхность
вещей, и открытие Истины и Красоты, проявления которых, зримые и незримые,
суть формы, маски, символы и исполненные значения образы.
В духовном обществе социология будет рассматривать всех индивидов - от
святого до преступника - не как элементы социальной проблемы, которые
следует пропустить через некий хитроумный механизм и либо подогнать под
установленную форму социальной жизни, либо выдавить прочь, но как души
страдающие, запутавшиеся в сетях, которые доvлжно освободить, души
развивающиеся, которым доvvлжно помогать расти, души развившиеся, от которых
могут получить помощь и силу менее развитые, еще незрелые души. Экономика
будет стремиться не к тому, чтобы создать колоссальный механизм
производства, неважно, основанного на конкуренции или кооперации, но к тому,
чтобы дать людям-не только некоторым, но каждому в полную меру его
возможностей - радость труда, характер которого каждый выбирает в согласии
со своей природой, и свободный досуг для внутреннего роста, равно как и
просто богатую и изобильную жизнь для всех. В политике общество не будет
рассматривать нации - в плане их внутренней жизни - как огромные
государственные машины, управляемые и вооруженные человеком, который живет
ради этой машины, поклоняется ей как Богу и своему высшему 'я', готов по
первому требованию умервщлять других на ее алтаре и сам согласен истечь
кровью на этом жертвеннике, чтобы машина осталась неповрежденной и
могущественной и постоянно разрасталась, усложнялась, становилась все более
громоздкой и технически оснащенной, все более эффективной и совершенной. Но
оно не согласится и сохранить эти нации, или Государства (в плане
международных отношений), в виде смертоносных машин, назначение которых -
отравлять друг друга ядовитыми газами в мирное время, а в период конфликта
бросать друга на друга вооруженные войска и невооруженные массы; машин,
изрыгающих огонь и полных людей, готовых убивать, подобно военным
истребителям или танкам на современном поле битвы. Оно будет рассматривать
народы как групповые души, заключающие в себе Божественность, которая должна
раскрыть себя в человеческих сообществах; груповые души, которым, как и
индивиду, предназначено развиваться в согласии со своей собственной природой
и этим развитием помогать друг другу, помогать всему человечеству в одном
общем деле. А дело это заключается в обретении божественного 'Я' в индивиде
и коллективе и постижении на духовном, ментальном, витальном, материальном
плане его величайших, широчайших и глубочайших возможностей во внутренней
жизни, внешней деятельности и природе всех людей.
Ибо именно к Божественному, сокрытому внутри, должны восходить люди и
все человечество; никакая внешняя идея или закон не должны навязываться им
извне. Поэтому закон растущей внутренней свободы будет наиболее почитаемым
законом в духовном веке человечества. Это правда: пока человек не обращается
к самопознанию и не делает на этом пути первые шаги, он не может избавиться
от закона внешнего принуждения и все его попытки избавиться от