Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

одухотворить материального человека в ходе некого

стремительного чудесного преобразования, и хотя это возможно, такое чудо

едва ли может быть долговечным, если оно перескакивает через целые стадии

человеческой эволюции, оставляя промежуточные ступени восхождения не

пройденными, а следовательно, не покоренными. Подобная попытка может

увенчаться успехом в отдельных индивидах - как сказала бы индийская мысль, в

тех, кто подготовился к духовному преобразованию в прошлом существовании, -

но неизбежно провалится в массах. Чудодейственная сила Духа ослабевает,

когда выходит за пределы немногочисленной группы индивидов; новая религия

(ибо в нее превращается чудо), будучи не в состоянии совершить духовную

трансформацию внутренней силой, пытается спасти человека путем технического

усовершенствования его жизни, вовлекается в механическое круговращение своих

собственных орудий, утрачивает дух и быстро погибает или медленно приходит в

упадок. Такой конец уготован всем попыткам витальной, интеллектуальной и

ментальной, духовной силы обращаться с материальным человеком главным

образом или единственно через его физический ум; она подавляется засильем

техники, которую сама же создает, и становится рабой и жертвой машины. Таким

образом наша материальная Природа, сама по себе механическая, мстит всем

неистовым усилиям такого рода; она ждет времени, когда сможет подчинить их,

вынуждая идти на уступки, своему собственному закону. Если человечеству

суждено одухотвориться, сначала оно должно в массе своей перестать быть

материальным или витальным и стать психическим и по-настоящему ментальным

существом. Может возникнуть вопрос, а возможен ли вообще такой массовый

прогресс, такое превращение? Если нет, тогда одухотворение всего

человечества в целом есть несбыточная мечта.

С этой точки зрения представляется замечательным и многообещающим, что

развитие цивилизации в прошлом и настоящем осуществлялось по спирали вверх

от достоверного физического знания через последовательное исследование все

более и более высоких сил, являющихся посредниками между Материей и Духом. В

современную эпоху человеческий интеллект сначала был вынужден исчерпать все

возможности материализма, вступая во взаимодействие с жизнью и миром на

основании Материи как единственной реальности, Материи как Вечного, Материи

как Брахмана, аннам брахма. Затем он начал постепенно воспринимать

существование как мощную пульсацию великой развивающейся Жизни, творца

Материи, - концепцию, которая дала ему возможность взаимодействовать с нашим

существованием на основании Жизни как первоначальной реальности, Жизни как

великого Вечного, прано брахма. А ныне в нем зарождается и постепенно

формируется третья концепция, состоящая в открытии великого

самовыражающегося и самопознающего внутреннего Разума (отличного от нашего

поверхностного ума) как главной силы существования, которая должна привести

к плодотворной попытке использовать наши возможности и взаимодействовать с

нашим образом жизни на основании Разума как первоначальной реальности,

великого Вечного, мано брахма. Многообещающим признаком будет также быстрая

последовательная смена этих концепций, с широким, но стремительным

осуществлением возможностей на каждом уровне развития; это будет

свидетельствовать о том, что наша подсознательная Природа готова к

преобразованию и нам не нужно на века задерживаться на каждой из этих

стадий.

Но все же субъективистский век человечества неизбежно будет сопряжен с

многочисленными опасностями и непредвиденными обстоятельствами, которыми

сопровождаются все великие перемены в истории нашей расы. Человечество долго

может странствовать, прежде чем обретет себя, или же может вообще не обрести

себя и отступить назад, чтобы снова пройти цикл развития. Истинный секрет

трансформации будет открыт только в в том случае, если на третьей стадии, в

веке ментального субъективизма, прочно утвердится идея о том, что сам разум

является не более чем вспомогательной силой деятельного Духа и Духа как

великого Вечного, изначальной и (несмотря на многочисленные формы, в которых

он проявляется и скрывается) единственной реальности, айям атма брахма.

Только тогда человечество предпримет настоящие, решительные усилия к

восхождению, а всякое взаимодействие