одухотворить материального человека в ходе некого
стремительного чудесного преобразования, и хотя это возможно, такое чудо
едва ли может быть долговечным, если оно перескакивает через целые стадии
человеческой эволюции, оставляя промежуточные ступени восхождения не
пройденными, а следовательно, не покоренными. Подобная попытка может
увенчаться успехом в отдельных индивидах - как сказала бы индийская мысль, в
тех, кто подготовился к духовному преобразованию в прошлом существовании, -
но неизбежно провалится в массах. Чудодейственная сила Духа ослабевает,
когда выходит за пределы немногочисленной группы индивидов; новая религия
(ибо в нее превращается чудо), будучи не в состоянии совершить духовную
трансформацию внутренней силой, пытается спасти человека путем технического
усовершенствования его жизни, вовлекается в механическое круговращение своих
собственных орудий, утрачивает дух и быстро погибает или медленно приходит в
упадок. Такой конец уготован всем попыткам витальной, интеллектуальной и
ментальной, духовной силы обращаться с материальным человеком главным
образом или единственно через его физический ум; она подавляется засильем
техники, которую сама же создает, и становится рабой и жертвой машины. Таким
образом наша материальная Природа, сама по себе механическая, мстит всем
неистовым усилиям такого рода; она ждет времени, когда сможет подчинить их,
вынуждая идти на уступки, своему собственному закону. Если человечеству
суждено одухотвориться, сначала оно должно в массе своей перестать быть
материальным или витальным и стать психическим и по-настоящему ментальным
существом. Может возникнуть вопрос, а возможен ли вообще такой массовый
прогресс, такое превращение? Если нет, тогда одухотворение всего
человечества в целом есть несбыточная мечта.
С этой точки зрения представляется замечательным и многообещающим, что
развитие цивилизации в прошлом и настоящем осуществлялось по спирали вверх
от достоверного физического знания через последовательное исследование все
более и более высоких сил, являющихся посредниками между Материей и Духом. В
современную эпоху человеческий интеллект сначала был вынужден исчерпать все
возможности материализма, вступая во взаимодействие с жизнью и миром на
основании Материи как единственной реальности, Материи как Вечного, Материи
как Брахмана, аннам брахма. Затем он начал постепенно воспринимать
существование как мощную пульсацию великой развивающейся Жизни, творца
Материи, - концепцию, которая дала ему возможность взаимодействовать с нашим
существованием на основании Жизни как первоначальной реальности, Жизни как
великого Вечного, прано брахма. А ныне в нем зарождается и постепенно
формируется третья концепция, состоящая в открытии великого
самовыражающегося и самопознающего внутреннего Разума (отличного от нашего
поверхностного ума) как главной силы существования, которая должна привести
к плодотворной попытке использовать наши возможности и взаимодействовать с
нашим образом жизни на основании Разума как первоначальной реальности,
великого Вечного, мано брахма. Многообещающим признаком будет также быстрая
последовательная смена этих концепций, с широким, но стремительным
осуществлением возможностей на каждом уровне развития; это будет
свидетельствовать о том, что наша подсознательная Природа готова к
преобразованию и нам не нужно на века задерживаться на каждой из этих
стадий.
Но все же субъективистский век человечества неизбежно будет сопряжен с
многочисленными опасностями и непредвиденными обстоятельствами, которыми
сопровождаются все великие перемены в истории нашей расы. Человечество долго
может странствовать, прежде чем обретет себя, или же может вообще не обрести
себя и отступить назад, чтобы снова пройти цикл развития. Истинный секрет
трансформации будет открыт только в в том случае, если на третьей стадии, в
веке ментального субъективизма, прочно утвердится идея о том, что сам разум
является не более чем вспомогательной силой деятельного Духа и Духа как
великого Вечного, изначальной и (несмотря на многочисленные формы, в которых
он проявляется и скрывается) единственной реальности, айям атма брахма.
Только тогда человечество предпримет настоящие, решительные усилия к
восхождению, а всякое взаимодействие