и только потом он может выйти за пределы
поверхностно субъективного через супраментальное Истину-Сознание к вечной,
исполненной блаженства и неизменно творческой Реальности, для которой все
вышеперечисленное является лишь оболочками. Но человечество может оказаться
не столь упорным и гибким, как сын Варуны, и поиск может резко прерваться в
любой точке. Только когда наступит момент, когда человеку предназначено
совершить наконец свое открытие, Дух будет разрушать все несовершенные
формулы сразу, как только они складываются, и побуждать человеческую мысль
устремляться вперед, к более великому открытию, и в конце концов - к самому
великому и светоносному из всех открытий. Нечто подобное происходило всегда,
но лишь самым внешним образом и на поверхности. После того, как материальная
формула, управлявшая жизнью на протяжении большей части девятнадцатого века,
поставила человека в рабскую зависимость от засилья техники во внешней
материальной жизни, самую сильную из всех, которые когда-либо ему
приходилось терпеть, первая попытка вырваться на свободу, добраться до живой
реальности вещей и уйти от механистической идеи жизни, существования и
общества привела нас к тому поверхностному витализму, который уже начал
управлять мыслью, прежде чем две эти формулы1, неразрывно связанные друг с
другом, зажгли страшный погребальный костер мировой войны и сгорели в нем.
Витальный импульс не принес нам освобождения, но лишь использовал уже
созданное техническое оснащение жизни с более лихорадочным упорством в
отчаянной попытке жить более стремительно, более напряженно, с неукротимым
желанием действовать и преуспевать, увеличивать саму силу существования или
накапливать колоссальную эффективность коллективной жизни. Иначе быть не
могло, даже если бы этот витализм был менее поверхностным и внешним, более
истинно субъективным. В том, чтобы жить, действовать, развиваться,
увеличивать витальную силу, постигать, использовать и осуществлять
интуитивный импульс жизни нет ничего плохого - наоборот, это замечательные
стремления, если им правильно следовать и правильно их использовать, иными
словами, если все они устремлены к чему-то, превосходящему простой витальный
импульс, и подчинены тому внутреннему закону, который выше Жизни. Жизненная
Сила является орудием, но не целью; на восходящей шкале планов сознания она
является первым великим субъективным супрафизическим орудием Духа и основой
всякого действия и усилия. Но Жизненная Сила, которая не видит ничего, кроме
себя, и не может служить ничему, кроме своих собственных упорядоченных
потребностей и импульсов, очень скоро уподобится силе пара, приводящей в
движение локомотив без машиниста, или локомотив с такой мощной тягой,
которая выходит из повиновения машиниста и подчиняет его себе. Она может
лишь добавить к природным силам материального мира неконтролируемый импульс
высоко вознесшегося или широко утвердившегося титанизма или даже низшего
пылкого демонизма, используя интеллект в качестве слуги, - импульс не
знающего меры неустанного созидания, присвоения, роста, который закончится
созданием чего-то мощного, огромного и 'колоссального', обреченного по самой
своей природе рухнуть под собственной тяжестью и погибнуть, поскольку в нем
нет ни света, ни истины души, ни благословения богов, ни их спокойной вечной
воли и знания.
Однако за субъективизмом витального 'я' открывается возможность
ментального субъективизма, который, возникая на основе преобладающего
витализма и1 опираясь на уже реализованную идею души как души-в-Жизни в
действии, но корректируя эту идею, вначале может принять вид прагматизма
высокого ментального уровня. Признаком наступления этой первой стадии
является усиливающаяся тенденция полностью подчинить человека разуму и
рационализировать его жизнь, управлять индивидуальным и коллективным
существованием согласно упорядоченному научному плану, основанному на
открытии человеком своего внутреннего мира и реалий жизни. Эта попытка
обречена на провал, поскольку разум и рациональное начало не представляют
собой всего человека или всю жизнь, ибо разум - это только посредник и
толкователь, не он изначально обладает знанием, творит и управляет нашим
существом или космическим существованием. Кроме того, разум способен лишь
механизировать