человечество в целом может достичь чистого знания и
реализации тех возможностей, которые были скрыты в его подсознательном 'я'.
Мыслители, историки, социологи, которые умаляют значение индивида и хотят
растворить его в толпе или видят в нем главным образом клетку и атом,
постигли лишь одну, более темную сторону истины, касающейся деятельности
Природы в человечестве. Именно потому, что человек не похож на материальные
творения Природы или на животное, именно потому, что она замыслила
осуществить в нем все более и более сознательную эволюцию, его
индивидуальность получила такое развитие и так абсолютно важна и необходима.
Несомненно, та сила, которая раскрывается в индивиде и затем движет массами,
уже содержится в универсальном Уме, а индивид является лишь орудием ее
проявления, раскрытия и развития; причем не просто орудием подсознательной
Природы, не просто инстинктом, приводящим в движение массы, но необходимым
орудием непосредственно Духа, для которого сама Природа является орудием и
формой проявления его творений. Следовательно, все великие изменения находят
чистую и действенную энергию своего первоначального осуществления и свою
непосредственную формирующую силу в уме и духе индивида или ограниченного
числа индивидов. Затем этот процесс охватывает массы, но, к сожалению,
весьма несовершенно и беспорядочно, что зачастую или практически всегда
приводит к неудаче или искажению созданного. В противном случае человечество
шествовало бы по пути своего развития с победоносной скоростью, а не
продвигалось бы неуверенными неуклюжими шагами или короткими изнуряющими
рывками - похоже, до сих пор оно было способно только на это.
Поэтому, если духовному преобразованию, о котором мы говорим, суждено
осуществиться, необходимо, чтобы одновременно выполнялись два условия,
чрезвычайно трудно сочетающиеся друг с другом. Должны существовать индивид и
индивиды, способные постичь, развить и воссоздать себя по образу Духа и
передать как свою идею, так и заключенную в ней силу массам. Вместе с тем
должны существовать массы, общество, общественный ум или по крайней мере
отдельные общественные слои, потенциальная сила групповой души, способные
воспринять и активно усвоить эту идею, готовые следовать указанным путем и
идти до конца, не останавливаясь из-за присущих им несовершенств или
недостаточной подготовленности и не отступая, пока не состоится коренное
преобразование. Никогда еще два этих условия не выполнялись одновременно,
хотя в отдельные напряженные моменты истории создавалась такая видимость.
Можно определенно сказать, что такое сочетание однажды возникнет, однако
никто не знает, сколько для этого понадобится попыток и сколько пластов
духовного опыта придется наслоить в подсознательном уме общественного
человеческого существа, чтобы подготовить для этого почву. Ибо в напряженном
усилии к восхождению, затрагивающем самые глубинные пласты нашей природы,
шансов на успех у нас всегда меньше, чем возможностей потерпеть неудачу. Сам
зачинатель духовного преобразования может оказаться несовершенным: возможно,
он еще не успел полностью стать тем, что открылось ему. Даже те немногие,
которые выполняют апостольскую миссию, могут не полностью усвоить и
сформировать в себе духовную идею, а значит, передают своим многочисленным
последователям силу Духа в еще более ослабленном виде. Общество может быть
не готово интеллектуально, витально, этически, психологически, вследствие
чего принятие им духовной идеи может стать и началом ее обесценивания и
искажения, а затем вызвать уход из нее Духа или его умаление. Все это,
вместе или по отдельности, может произойти, и (как столь часто случалось в
прошлом), несмотря на некоторый прогресс и важные изменения, в результате не
приведет к тому радикальному изменению, которое только и сможет воссоздать
человечество по божественному подобию.
Тогда какое же состояние общества, какая степень подготовленности
общественного человеческого ума будут наиболее благоприятны для такого
изменения - иначе говоря, создадут условия если не для немедленного его
осуществления, то по крайней мере для более радикальной подготовки к нему,
чем было возможно до сих пор? Это, по-видимому, самый существенный вопрос,
поскольку именно неподготовленность, неспособность общества или
общественного