любое отступление от них чревато опасностью и беспорядком. Это будет
безграничное совершенство, способное на бесконечные вариации своих форм, ибо
пути Духа бесчисленны и бесконечны, но вместе с тем вечно неизменное во всех
своих вариациях, являющее единство в бесконечном разнообразии.
И потому к такому совершенству не может привести ментальная идея,
которая обращается с Духом подобно тому, как она обращается с жизнью.
Рожденная умом идея, которая постигает основную волю Духа и пытается дать
этой высшей силе сознательные ориентацию и метод в соответствии с идеями
интеллекта, слишком ограниченна, слишком туманна, слишком слаба для того,
чтобы совершить это чудо. Еще менее возможно достичь совершенства, если мы
приковываем дух к некой фиксированной ментальной идее или системе
религиозных ритуалов, интеллектуальной истине, эстетическому критерию,
этической норме, практической деятельности, образу витальной и физической
жизни, т. е. к некой особой системе форм и действий, и объявляем любое
отклонение от нее опасностью, беспорядком или отступлением от духовной
жизни. Это было ошибкой, допущенной в Азии, и причиной ее остановки в
развитии и последующего упадка; ибо это значило подчинить высший принцип
низшему и принудить самораскрывающийся Дух к временному и несовершенному
компромиссу с умом и витальной природой. Человек обретет истинную свободу и
совершенство, когда заключенный в нем дух прорвется наружу сквозь формы ума
и жизни и, воспарив в свое собственное огненное царство чистого знания,
гнозиса, изольется на них этим светом и пламенем, чтобы овладеть ими и
преобразовать их по своему подобию.
На самом деле, как мы поняли, ум и интеллект не являются главной силой
нашего существования. Ибо они могут лишь создать замкнутую систему полуистин
и сомнительных идей и совершать бесконечное и бесплодное движение по этому
кругу. Но есть сила, таящаяся в уме и жизни, во всякой деятельности
интеллектуального, эстетического, этического, динамического и практического,
эмоционального, чувственного, витального и физического существа, которая
постигает мир через отождествление и интуицию и наделяет все эти аспекты
человеческого существа такой истиной, придает им такую определенность и
постоянство, каких они только могут достичь. В настоящее время мы уже
начинаем смутно различать некое присутствие этой силы за всей нашей наукой,
философией и прочей деятельностью. Но до тех пор, пока ей приходится
работать для ума и жизни, а не ради себя самой, и действовать в формах ума и
жизни, а не силой своего стихийного света, мы не сможем сколько-либо
эффективно использовать это открытие, не сможем извлечь естественного блага
из этого пребывающего внутри Гения. Путь человека к духовному
сверхчеловечеству откроется тогда, когда он смело признает во всеуслышание,
что все, до сих пор им развитое в себе, - в том числе интеллект, которым он
столь гордится, заслуженно и все же напрасно, - уже не удовлетворяет его и
что отныне целью всех его стремлений будет извлечь, раскрыть и выпустить на
свободу великий Свет, заключенный в нем. Тогда его философия, искусство,
наука, этика, социальное существование, витальные стремления не будут более
рутинной деятельностью ума и жизни, которую они совершают ради самих себя в
бесконечном движении по кругу, но станут средствами открытия более великой
Истины, стоящей за умом и жизнью, и привнесения ее силы в наше человеческое
существование. Тогда мы окажемся на верном пути к тому, чтобы стать собой,
найти наш истинный закон совершенствования и жить истинной, полной жизнью в
нашем подлинном существе и божественной природе.
Глава XXIII. Условия наступления духовного века
Изменение такого рода - переход от ментального и витального строя жизни
к духовному - обязательно должно свершиться в индивиде и множестве
индивидов, прежде чем оно сможет оказать более или менее эффективное влияние
на общество. Дух в человечестве раскрывается, развивается, создает свои
формации сначала в отдельном человеке; именно через развивающегося и
творческого индивида он предлагает уму человечества это открытие и
возможность нового самосозидания. Общественный ум поначалу постигает вещи
подсознательно, а если и сознательно, то беспорядочно и хаотически; и только
через индивидуальный ум