конца в большей мере, чем любым другим требованиям, и конец этот
предполагает не разрыв и расхождение и не компромисс с духом, но полную
победу духа и то царство ищущих совершенства, которое, согласно индусскому
религиозному учению, приходит установить последний Аватар.
Эту истину важно принять к сведению, поскольку ошибки, совершенные на
пути к ней, зачастую даже более поучительны, чем ошибки, вызванные
отступлением от пути. Как витальная и физическая природа могут быть
подчинены интеллектуальной, этической или эстетической жизни или им присущим
мотивам, довольствуясь частичным господством высшего или его компромиссом с
низшим, так и духовная жизнь или некая форма власти или господства духовных
идей и мотивов может быть навязана ментальной, витальной и физической
природе и либо обеднить последнюю, обеднить витальную и физическую жизнь и с
таким же успехом подавить даже ментальную, наделяя духовную жизнь большей
властью, либо прийти к компромиссному соглашению, предоставив низшему
существу свободу в его собственной сфере деятельности на том условии, что
оно будет часто выказывать свое почтение духовному существованию, подчиняясь
в известной мере - большей или меньшей - его влиянию и формально признавая
его пределом и венцом развития человеческого существа. Это самое большее,
что когда-либо в прошлом удавалось человеческому обществу; и, хотя это
неизбежная стадия на пути человечества, оставаться на ней - значит не понять
сути дела - того, что единственно необходимо понять. Не человечество,
ведущее обычную свою жизнь (что сегодня является для него нормальным),
отмеченную влиянием духовности, но человечество, всей душой стремящееся
возвыситься и обрести закон (ныне для него ненормальный), пока вся его жизнь
не перейдет на духовный план - вот лежащий перед человеком крутой подъем к
совершенству и духовной трансформации, которую ему предстоит совершить.
Секрет трансформации заключается в перенесении центра нашей жизни в
более высокое сознание и в изменении главной движущей силы нашей жизни. Это
будет скачком или шагом вверх, даже более важным, чем тот, который некогда
совершила Природа при переходе от витального ума животного к мыслящему уму,
все еще не совершенному в сравнении с возможностями нашего человеческого
разума. Главная воля, внутренне присущая жизни, не будет больше витальной
волей жизни и тела - она должна превратиться в духовную волю, которая ныне
проявляет себя лишь в виде редких и слабых проблесков и озарений. Ибо в
настоящее время она является нам как нечто, почти не раскрытое, ослабленное,
искаженное ментальной Идеей; но по природе своей она супраментальна, и
именно ее супраментальную силу и истину мы должны так или иначе постичь.
Главной движущей силой нашей жизни должен стать не низший витальный импульс
Природы, которая уже окончательно оформилась в нас и может лишь двигаться по
замкнутому кругу с центром в эго, но та духовная сила, о которой мы иногда
слышим и говорим, но сокровенную тайну которой еще не постигли. Ибо она
по-прежнему пребывает в глубинах нашего существа и ждет, когда мы
превозможем наше эго и откроем истинную личность в нас, универсальность
которой позволит нам объединиться со всеми другими людьми. Как совершить
переход от витального существа, нашей инструментальной реальности, к духу,
главной реальности, и поднять на эту высоту нашу волю к существованию и нашу
жизненную силу - вот тайна, постичь которую стремится наша природа. Все, что
мы сделали до сих пор, является некой полууспешной попыткой переместить эту
волю и эту силу на ментальный план: высшей целью наших усилий, нашей главной
задачей, было стать ментальным существом и жить силой идеи. Но ментальная
идея в нас всегда остается лишь посредником и орудием; выбор поля ее
деятельности всегда определяется чем-то, отличным от нее самой, и поэтому -
пусть в течение какого-то времени она стремится исключительно к собственному
своему удовлетворению - она не может навеки удовлетвориться только этим. Она
либо скатывается вниз и вовне, к витальной и физической жизни, либо должна
развиваться внутрь и вверх в стремлении достичь вершин духа.
Должно быть, именно поэтому в сфере мысли, в искусстве, в нашем
поведении, в нашей жизни мы всегда разрываемся между двумя тенденциями:
идеалистической и реалистической.