Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

природой, само по себе является некой

аномалией в Природе; все попытки найти ее подобие и аналог в Природе

остаются тщетными - это мимолетный каприз, неожиданное чудо. Аномалия в

Природе не является недостатком или непременным признаком несовершенства, но

вполне может свидетельствовать о попытке прийти к гораздо более полному

совершенству. Но это совершенство недостижимо, пока ненормальное не сможет

обрести свою устойчивую нормальность - верную организацию своей жизни с

учетом своей природы и своих способностей и на своем собственном уровне.

Ненормальным является тот человек, который не нашел свою нормальность, - он

может полагать, будто нашел, он может казаться нормальным среди себе

подобных, но эта нормальность представляет собой не более чем некий

временный порядок; поэтому, хотя человек бесконечно более велик по сравнению

с растением или животным, он не настолько совершенен с точки зрения

возможностей своей собственной природы, как растение или животное. Не стоит

сожалеть об этом несовершенстве - это скорее наша привилегия и потенциал,

ибо оно открывает перед нами широчайшие перспективы саморазвития и

возможности превзойти себя. Человек, максимально развивший все свои

способности, есть полубог, который вырос из животной Природы и по отношению

к ней является великолепно ненормальным, но существо, в которое он начинает

превращаться, т.е. совершенное божество, так сильно превосходит его нынешнее

состояние, что кажется ему настолько же ненормальным по сравнению с ним,

насколько сам он ненормален по сравнению с животным. Это означает, что

человека ожидает огромный и напряженный труд по собственному развитию, но в

то же время за его несовершенством кроется возможность великой победы

человечества - великолепного достижения, венчающего эволюцию. Человеку

предлагается царство, в сравнении с которым его нынешние достижения в сфере

ума или победы над внешней Природой покажутся лишь грубыми подобиями и

первыми робкими шагами.

В чем же именно заключается тот изъян, из которого происходит все

несовершенство человека? Мы уже указали на него - собственно говоря,

предыдущие главы преследовали главным образом эту цель, но сейчас необходимо

сформулировать его суть более кратко и точно. Мы видим, что, на первый

взгляд, человек обладает двоякой природой: животной природой витального и

физического существа, живущего своими инстинктами, импульсами, желаниями

согласно бессознательно выбранному направлению и методу действия, и вместе с

тем полубожественной природой самосознательного интеллектуального,

этического, эстетического, разумно эмоционального, разумно динамического

существа, которое способно найти и понять закон своей собственной

деятельности и сознательно использовать и совершенствовать его - мыслящим

разумом, который понимает Природу, волей, которая использует, возвышает и

совершенствует Природу, чувством, которое разумно наслаждается Природой.

Цель нашего животного начала состоит в том, чтобы увеличивать витальное

обладание и витальное наслаждение; цель нашего полубожественного начала

также состоит в том, чтобы расти, обладать и наслаждаться, но, во-первых,

обладать и наслаждаться разумно, эстетически, этически, куда больше силами

разума, чем силами жизни и тела, а, во-вторых, обладать и наслаждаться не

столько вещами витальными и физическими (кроме тех случаев, когда такое

обладание и наслаждение необходимо в качестве основания и отправной точки,

предварительной необходимости или условия, точки опоры и фундамента),

сколько вещами интеллектуальными, этическими и эстетическими, и развиваться

не столько во внеш-нюю жизнь (кроме тех случаев, когда такое развитие

необходимо для безопасности, свободы и достоинства нашего человеческого

существования), сколько в истину, благо и красоту. В этом заключается

природа человека, его уникальная особенность и ненормальность относительно

нормального существования бессознательной материальной Природы.

Это означает, что человек развил новую силу своего существа - назовем

ее новой силой души (с предварительной оговоркой, что мы рассматриваем жизнь

и тело тоже как силу души), и существо, сделавшее это, испытывает внутреннюю

потребность не только смотреть на мир и все переоценивать в нем с этого

нового, более высокого