природой, само по себе является некой
аномалией в Природе; все попытки найти ее подобие и аналог в Природе
остаются тщетными - это мимолетный каприз, неожиданное чудо. Аномалия в
Природе не является недостатком или непременным признаком несовершенства, но
вполне может свидетельствовать о попытке прийти к гораздо более полному
совершенству. Но это совершенство недостижимо, пока ненормальное не сможет
обрести свою устойчивую нормальность - верную организацию своей жизни с
учетом своей природы и своих способностей и на своем собственном уровне.
Ненормальным является тот человек, который не нашел свою нормальность, - он
может полагать, будто нашел, он может казаться нормальным среди себе
подобных, но эта нормальность представляет собой не более чем некий
временный порядок; поэтому, хотя человек бесконечно более велик по сравнению
с растением или животным, он не настолько совершенен с точки зрения
возможностей своей собственной природы, как растение или животное. Не стоит
сожалеть об этом несовершенстве - это скорее наша привилегия и потенциал,
ибо оно открывает перед нами широчайшие перспективы саморазвития и
возможности превзойти себя. Человек, максимально развивший все свои
способности, есть полубог, который вырос из животной Природы и по отношению
к ней является великолепно ненормальным, но существо, в которое он начинает
превращаться, т.е. совершенное божество, так сильно превосходит его нынешнее
состояние, что кажется ему настолько же ненормальным по сравнению с ним,
насколько сам он ненормален по сравнению с животным. Это означает, что
человека ожидает огромный и напряженный труд по собственному развитию, но в
то же время за его несовершенством кроется возможность великой победы
человечества - великолепного достижения, венчающего эволюцию. Человеку
предлагается царство, в сравнении с которым его нынешние достижения в сфере
ума или победы над внешней Природой покажутся лишь грубыми подобиями и
первыми робкими шагами.
В чем же именно заключается тот изъян, из которого происходит все
несовершенство человека? Мы уже указали на него - собственно говоря,
предыдущие главы преследовали главным образом эту цель, но сейчас необходимо
сформулировать его суть более кратко и точно. Мы видим, что, на первый
взгляд, человек обладает двоякой природой: животной природой витального и
физического существа, живущего своими инстинктами, импульсами, желаниями
согласно бессознательно выбранному направлению и методу действия, и вместе с
тем полубожественной природой самосознательного интеллектуального,
этического, эстетического, разумно эмоционального, разумно динамического
существа, которое способно найти и понять закон своей собственной
деятельности и сознательно использовать и совершенствовать его - мыслящим
разумом, который понимает Природу, волей, которая использует, возвышает и
совершенствует Природу, чувством, которое разумно наслаждается Природой.
Цель нашего животного начала состоит в том, чтобы увеличивать витальное
обладание и витальное наслаждение; цель нашего полубожественного начала
также состоит в том, чтобы расти, обладать и наслаждаться, но, во-первых,
обладать и наслаждаться разумно, эстетически, этически, куда больше силами
разума, чем силами жизни и тела, а, во-вторых, обладать и наслаждаться не
столько вещами витальными и физическими (кроме тех случаев, когда такое
обладание и наслаждение необходимо в качестве основания и отправной точки,
предварительной необходимости или условия, точки опоры и фундамента),
сколько вещами интеллектуальными, этическими и эстетическими, и развиваться
не столько во внеш-нюю жизнь (кроме тех случаев, когда такое развитие
необходимо для безопасности, свободы и достоинства нашего человеческого
существования), сколько в истину, благо и красоту. В этом заключается
природа человека, его уникальная особенность и ненормальность относительно
нормального существования бессознательной материальной Природы.
Это означает, что человек развил новую силу своего существа - назовем
ее новой силой души (с предварительной оговоркой, что мы рассматриваем жизнь
и тело тоже как силу души), и существо, сделавшее это, испытывает внутреннюю
потребность не только смотреть на мир и все переоценивать в нем с этого
нового, более высокого