в его стремлении ко всем видам власти, обладания, деятельности,
славы и величия. Первые усилия этой ЖизненнойСилыорганизовать себя и
упорядочить метод своей деятельнос-ти являются инстинктивными и либо
полностью, либо в значительной мереподсознательными и удивительно
спонтанными: легкость, стихий-ность, чудесная естественность, красота,
внутреннее удовлетворение, неисчерпаемая витальная энергия и сила всех форм
субчеловеческой жизни Природы вплоть до животного происходят из полного ее
подчинения этому инстинктивному и автоматическому импульсу. Именно смутное
осознание этой истины и совершенно иного - и в этом отношении низшего -
характера человеческой жизни заставляет мыслителя, не удовлетворенного
существующим состоянием человечества, говорить о жизни в согласии с Природой
как о средстве исцеления всех наших недугов. Стремление найти закон такой
жизни в изначальной сути человека легла в основу многих революционных
концепций этики, развития общества и индивидуального саморазвития вплоть до
самой последней такого рода - странной и вдохновенной виталистической
философии Ницше. Общим изъяном подобных концепций является отсутствие в них
понимания истинной природы человека и истинного закона его существа, его
Дхармы.
Идея Ницше, заключающаяся в том, что подлинная наша задача состоит в
развитии сверхчеловека из нынешнего крайне неудовлетворительного
человеческого состояния, по сути своей совершенно разумна. Он также верно
формулирует нашу цель: 'стать собой', 'превзойти себя' - подразумевая, что
человек еще не обрел до конца свое истинное 'я', свою истинную природу, что
позволило бы ему жить полной и стихийной жизнью. Но тогда возникает главный
вопрос: что есть наше 'я' и что есть наша подлинная природа? Что это такое,
что развивается в нас, но во что мы еще не развились? Это есть нечто
божественное, - дается ответ, - олимпийское, аполлонийское, дионисийское
божест-венное начало, которое разумное и обладающее сознательной волей
животное - человек, стремится более или менее сознательно воплотить.
Конечно, все это так; но в чем мы должны искать зерно божест-венности и чтоv
служит тем прочным основанием, на котором сверхчеловек, однажды обретший
себя, может надежно утвердиться, не опасаясь снова скатиться к этому низшему
и несовершенному человеческому состоянию? Могут ли стать этим основанием
интеллектуальный разум и воля - два аспекта буддхи (по индийской
психологической теории)? Ведь в настоящее время это вещь настолько сложная,
настолько внутренне противоречивая, настолько шаткая во всех своих
достижениях, способная, конечно, до известного предела к чудесной
созидательной и эффективной деятельности, но в конечном счете, когда все
сказано и сделано, настолько великолепно бесполезная, настолько враждебная и
при этом настолько подвластная и подчиненная низшей нашей природе, что даже
если в ней и сокрыто некое зерно совершенной божест-венности, сама она едва
ли может быть этим зерном и во всяком случае не обеспечивает нам того
устойчивого и божественного равновесия, какого мы ищем. Поэтому мы говорим,
что не интеллект и воля, но то высшее начало в нас, превосходящее Разум, -
дух, сокрытый за оболочкаминашей низшей природы, является сокровенным зерном
божественности и превратится, когда его откроют и освободят, в светоносную
силу, царящую над умом, в широкое основание, на котором сможет надежно
утвердиться божественная жизнь человеческого существа.
Говоря о сверхчеловеке, мы явно говорим о чем-то настолько ненормальном
или сверхнормальном по сравнению с нынешней нашей природой, что сама эта
мысль легко становится пугающей и отталкивающей для нашего нормального
человеческого существа. Нормальный человек не желает выходить из постоянного
механического круговорота обычной жизни на уровень, который может показаться
ему недосягаемо высоким, и еще меньше ему нравится перспектива быть
превзойденным, оставленным позади и оказаться в подчиненном положении - хотя
смысл истинного сверхчеловечества заключается не в том, чтобы превзойти и
господствовать как самоцели, но в том, чтобы раскрыть нашу нормальную
человеческую природу чему-то, что ныне пребывает за ее пределами и все же
является ее собственным идеальным предназначением. Но заметим: то, что мы
называем нормальной человеческой