Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

от ошибоки заблуждений; иначе он не может развиваться. Ради своей

безопасности общество вынуждено подавлять динамического и витального

человека, но таким образом оно лишь заключает дьявола в оковы и в лучшем

случае придает его действиям более мягкую и цивилизованную форму; оно не

уничтожает и не может унитожить его. Истинное достоинство динамического и

витального существа, Пуруши-в-Жизни, может выявиться только тогда, когда

человек внутри себя найдет высший закон и дух своей деятельности; истинные

духовные средства перерождения заключаются именно в том, чтобы дать ему

такую возможность, чтобы просветить и преобразовать, а не уничтожить его

импульс к действию.

Таким образом, духовность будет уважать свободу низших частей

человеческой природы, но не будет предоставлять их самим себе; она явит им

заключенную в них истину духа, перенесенную в их собственные сферы

деятельности, представленную в свете, озарающем всю их деятельность, и

откроет им высший закон их собственной свободы. Она не будет, например,

отвращаться от научного материализма, выказывая бесплодное презрение к

физической жизни или отрицая Материю, но скорее устремится вслед за

скептическим умом в область собственных его утверждений и отрицаний и там

откроет ему Божественное. Если она не сумеет сделать это, значит, она сама

является непросветленной или содержит (по причине своей односторонности)

недостаточно божественного света. Она не будет пытаться уничтожить витальную

силу в человеке через отрицание жизни, но скорее откроет жизни заключенное в

ней божественное как принцип ее собственной трансформации. Если она не

сумеет сделать это, значит, она сама еще не постигла полностью смысл

мироздания и тайну Аватара.

Следовательно, духовная цель будет стремиться осуществиться во всей

полноте жизни и человеческой природы как индивида, так и человечества,

которые станут основой для устремленного ввысь духа - основой, которая в

конце концов станет единой по сути с высотами духа. Она не будет

осуществляться ни путем презрительного пренеб-режения телом, ни путем

аскетического умервщления витального существа и крайней бедности или даже

совершенной убогости жизни, провозглашаемых законом духовного существования,

ни путем пуританского отрицания искусства, красоты и эстетической радости

жизни, ни путем пренебрежения наукой и философией как жалкими,

бессмысленными или вводящими в заблуждение интеллектуальными поисками (хотя

не следует отрицать временную пользу даже этих крайностей в

противоположность крайностям другого рода); она будет пребывать во всем и

для всего, но будет одновременно высшей целью, высшим смыслом и в высшей

степени всеобъемлющим выражением всех вещей, в котором получит осуществление

все, чем они являются, и все, чем они стремятся стать. Духовная цель будет

подразумевать установление в обществе истинной внутренней теократии - не

ложной теократии господствующей Церкви или священства, но теократии

внутреннего Священнослужителя, Пророка и Царя. Она явит человеку заключенное

в нем божественное начало как Свет, Силу, Красоту, Благо, Восторг,

Бессмертие, которые пребывают внутри него, и создаст и во внешней его жизни

Царство Божие, которое сначала раскрывается внутри нас. Она покажет человеку

способ искать Божественное во всех сферах его существования, сарвабхавена1,

найти Божественное и жить в нем так, что как бы он ни жил и ни действовал,

во всякой своей деятельности он будет неизменно жить и действовать в том2, в

Божественном, в Духе, в вечной Реальности своего существа.

Глава XXII. Необходимость духовной трансформации

Наш обычный образ действий в индивидуальной или социальной жизни на

самом деле определяется равновесием двух взаимодополняющих сил: во-первых,

безусловной волей - основной волей жизни, которая внутренне присуща главной

движущей силе жизни, и, во-вторых, преобразущей волей, которая может

исходить из Идеи, порожденной умом (ибо человек есть существо ментальное), и

действовать через наш еще не совершенный разум, придавая этой жизненной силе

сознательную ориентацию и сознательный метод. Обычно Жизнь сосредоточивается

в нашем витальном и физическом существе, в его желаниях и нуждах, в его

потребности продолжать существование, расти, развиваться и получать

наслаждение,