Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

(и, вероятно, здесь мы будем не далеки от

истины), что принципиальный изъян всех наших социальных систем заключается в

недостаточном развитии в них именно того начала, который общество меньше

всего принимало в расчет, - духовного элемента, души человека, которая есть

истинное его существо. Даже обладание здоровым телом, большой витальной

энергией, активным ясным умом и пространством для их деятельности и

удовлетворения может вести человека только до определенной черты; раньше или

позже человек ослабевает и утомляется, поскольку не обретает своего

настоящего 'я' и не находит достойной цели для своей деятельно-сти и

развития. Эти три элемента не дают в сумме совершенное человечество; они

суть средства достижения более высокой цели и не могут навсегда оставаться

самоцелью. Добавьте к ним богатую эмоциональную жизнь, подчиненную тщательно

разработанному этическому критерию, и все равно останется ощущение, что

что-то упущено - некое высшее благо, которое эти элементы подразумевают, но

которого сами по себе не достигают и не открывают, пока не превосходят самих

себя. Добавьте религиозную систему и широко распространенный дух веры и

благочестия - и все равно вы не найдете средства социального спасения.

Человеческое общество развило все эти элементы, но ни один из них не спас

его от разочарования, усталости и разложения. Древние интеллектуальные

культуры Европы закончились гибельным сомнением и бессильным скептицизмом;

религиозные культуры Азии - застоем и упадком. Современное общество открыло

новый принцип выживания, прогресс, но ему не удалось постичь цель этого

прогресса - если, конечно, целью не является все большее научное знание, все

большее техническое оснащение, удобства и комфорт, все большее наслаждение,

все возрастающая сложность экономического устройства общества, все более и

более тяжеловесная пышность материальной жизни. Но все эти вещи в конце

концов неизбежно приведут к тому же, к чему приводили в прошлом, ибо природа

их осталась неизменной, увеличился лишь масштаб; они ведут человечество по

кругу, иными словами, в никуда; они не выводят из круга рождения, роста,

увядания и смерти, они не открывают по-настоящему тайну самопродления через

постоянное самообновление, в котором заключается принцип бессмертия, но

только, похоже, на краткий миг обретают иллюзию самопродления в процессе

следующих друг за другом экспериментов, каждый из которых кончается

разочарованием. Именно такой была до сих пор природа современного прогресса.

Только в его новом обращении к внутреннему миру, к более глубокому

субъективизму, который только зарождается в наше время, кроется надежда на

лучшее; ибо в результате такого обращения возможно понять, что подлинную

истину человека доvлжно искать в его душе. Конечно, век субъективизма не

обязательно приведет нас к этому пониманию, но он предоставляет нам такую

возможность и может - при надлежащих условиях - направить по этому пути

деятельность более сокровенных сил нашего существа.

Кто-то скажет, что это старая истина и что она правила старыми

обществами под именем религии. Но то была лишь видимость. Была открыта

истина о душе человека, но она имела отношение только к жизни индивида и

даже на индивидуальном уровне искала своего осуществления за пределами

земной жизни, а земное существование рассматривала лишь как подготовку

человека к личному спасению или освобождению от тяжкой ноши жизни. Само

человеческое общество никогда не обращалось к открытию души как средству

открытия закона своего собственного существования или познания истинной

природы души, ее потребности в совершенстве, и осуществления этой

потреб-ности как верного пути земного совершенствования. Если мы посмотрим

на старые религии в их не индивидуальном, а социальном аспекте, мы увидим,

что общество использовало только самые недуховные (или по крайней мере

наименее духовные) их элементы. Оно использовало религии, чтобы внушительно,

величественно и якобы навеки узаконить великое множество своих традиций и

институтов; оно превратило их в завесу тайны, опущенную перед пытливым

человеческим умом, и стену мрака, воздвигнутую перед носителем новых идей.

Поскольку оно видело в религии средство спасения и совершенствования людей,

то сразу же захватило власть над ней с целью механизировать