(и, вероятно, здесь мы будем не далеки от
истины), что принципиальный изъян всех наших социальных систем заключается в
недостаточном развитии в них именно того начала, который общество меньше
всего принимало в расчет, - духовного элемента, души человека, которая есть
истинное его существо. Даже обладание здоровым телом, большой витальной
энергией, активным ясным умом и пространством для их деятельности и
удовлетворения может вести человека только до определенной черты; раньше или
позже человек ослабевает и утомляется, поскольку не обретает своего
настоящего 'я' и не находит достойной цели для своей деятельно-сти и
развития. Эти три элемента не дают в сумме совершенное человечество; они
суть средства достижения более высокой цели и не могут навсегда оставаться
самоцелью. Добавьте к ним богатую эмоциональную жизнь, подчиненную тщательно
разработанному этическому критерию, и все равно останется ощущение, что
что-то упущено - некое высшее благо, которое эти элементы подразумевают, но
которого сами по себе не достигают и не открывают, пока не превосходят самих
себя. Добавьте религиозную систему и широко распространенный дух веры и
благочестия - и все равно вы не найдете средства социального спасения.
Человеческое общество развило все эти элементы, но ни один из них не спас
его от разочарования, усталости и разложения. Древние интеллектуальные
культуры Европы закончились гибельным сомнением и бессильным скептицизмом;
религиозные культуры Азии - застоем и упадком. Современное общество открыло
новый принцип выживания, прогресс, но ему не удалось постичь цель этого
прогресса - если, конечно, целью не является все большее научное знание, все
большее техническое оснащение, удобства и комфорт, все большее наслаждение,
все возрастающая сложность экономического устройства общества, все более и
более тяжеловесная пышность материальной жизни. Но все эти вещи в конце
концов неизбежно приведут к тому же, к чему приводили в прошлом, ибо природа
их осталась неизменной, увеличился лишь масштаб; они ведут человечество по
кругу, иными словами, в никуда; они не выводят из круга рождения, роста,
увядания и смерти, они не открывают по-настоящему тайну самопродления через
постоянное самообновление, в котором заключается принцип бессмертия, но
только, похоже, на краткий миг обретают иллюзию самопродления в процессе
следующих друг за другом экспериментов, каждый из которых кончается
разочарованием. Именно такой была до сих пор природа современного прогресса.
Только в его новом обращении к внутреннему миру, к более глубокому
субъективизму, который только зарождается в наше время, кроется надежда на
лучшее; ибо в результате такого обращения возможно понять, что подлинную
истину человека доvлжно искать в его душе. Конечно, век субъективизма не
обязательно приведет нас к этому пониманию, но он предоставляет нам такую
возможность и может - при надлежащих условиях - направить по этому пути
деятельность более сокровенных сил нашего существа.
Кто-то скажет, что это старая истина и что она правила старыми
обществами под именем религии. Но то была лишь видимость. Была открыта
истина о душе человека, но она имела отношение только к жизни индивида и
даже на индивидуальном уровне искала своего осуществления за пределами
земной жизни, а земное существование рассматривала лишь как подготовку
человека к личному спасению или освобождению от тяжкой ноши жизни. Само
человеческое общество никогда не обращалось к открытию души как средству
открытия закона своего собственного существования или познания истинной
природы души, ее потребности в совершенстве, и осуществления этой
потреб-ности как верного пути земного совершенствования. Если мы посмотрим
на старые религии в их не индивидуальном, а социальном аспекте, мы увидим,
что общество использовало только самые недуховные (или по крайней мере
наименее духовные) их элементы. Оно использовало религии, чтобы внушительно,
величественно и якобы навеки узаконить великое множество своих традиций и
институтов; оно превратило их в завесу тайны, опущенную перед пытливым
человеческим умом, и стену мрака, воздвигнутую перед носителем новых идей.
Поскольку оно видело в религии средство спасения и совершенствования людей,
то сразу же захватило власть над ней с целью механизировать