интересы и заключить мирный договор между разногласиями, основываясь
на ряде условных соглашений, естественных или необходимых
договоренностей,которые становятся обычаями объединенной жизни, и этим
соглашениям, по мере их развития, дает название социального закона.
Поддерживая, в противовес интересам, порождающим разногласие, интересы,
направленные на объединение и взаимную помощь, оно пробуждает или поощряет в
людях сочувствие и привычку к взаимовыручке - основу для психологической
поддержки и одобрения закона, обычая и соглашения, которые общество создает
в качестве своей структуры. Появляющееся в результате множество общественных
инс-титутов и норм поведения общество оправдывает более полным
удовлетворением и эффективностью физической, витальной и ментальной жизни
человека, одним словом, развитием и преимуществами цивилизации. Конечно, в
противовес этим выгодам существует довольно много потерь, но с ними
приходится мириться как с ценой, которую мы платим за цивилизацию.
Обычное общество обращается с человеком в основном как с физическим,
витальным и ментальным существом. Ибо жизнь, ум и тело суть три элемента
существования, с которыми оно может обращаться более или менее компетентно.
Оно разрабатывает систему ментального развития и повышения эффективности
разума, т.е. интеллектуальную, эстетическую и этическую культуры. Оно
развивает витальную сторону человеческой жизни и создает неуклонно
совершенствующуюсясистемуэффективной экономики и витального удовлетворения,
и эта система становится все более изощренной, громоздкой и сложной по мере
прогресса цивилизации. Подавляя своим чрезмерным ментальным
ивитальнымростоместественную энергию физического и природ-ного человека,
общество пытается установить необходимое равновесие с помощью систем внешней
культуры - тяжеловесной науки о привычках и средствах, которые должны
устранить недостатки, порожденные обществом,- и максимально возможного
усовершенствования искусственных форм жизни, необходимых для поддержания
социальной системы. Однако в конечном счете опыт показывает, что общество в
процессе собственного развития движется к гибели - а это есть верный признак
того, что в его системе есть некий принципиальный изъян, неоспоримое
доказательство того, что его представления о человеке и методы развития не
соответствуют всей реальности человеческой природы и цели жизни, которую эта
реальность предполагает.
Следовательно, где-то в самом процессе развития цивилизации кроется
принципиальный изъян - но где именно? и где мы должны искать выход из
замкнутого круга неудач? Развитие нашей жизни, выражающееся в прогрессе
цивилизации, приводит к истощению витальной энергии и отказу Природы
поддерживать далее поступательное движение человечества в этом направлении;
наш цивилизованный ум, нарушивший равновесие человеческой системы в свою
пользу, обнаруживает в конце концов, что он исчерпал и уничтожил питавшие
его источники, и утрачивает способность разумной и продуктивной
деятельности. Выясняется, что цивилизация создала гораздо больше проблем,
чем может решить, умножила неумеренные потребности и желания, для
удовлетворения которых ей недостает витальной силы, развила дебри притязаний
и искусственных инстинктов, в которых жизнь сбивается с пути и теряет из
виду свою цель. Наиболее прогрессивные умы начинают объявлять цивилизацию
неудачей человечества, и общество начинает сознавать их правоту. Но в
качестве выхода из создавшегося положения предлагается либо остановка в
развитии или даже регресс, что в конечном счете приведет к еще большему
хаосу, застою и упадку, либо 'возврат к Природе', который невозможен или
может произойти только в результате некой катастрофы и полного распада
общества; либо даже в качестве необходимой меры предлагается распространение
и развитие искусственных средств до максимально возможного предела - все
больше и больше Науки, все более широкое техническое оснащение, все большая
научная организация жизни, в результате чего машина заменит жизнь,
деспотичный логический разум подменит собой сложную Природу, а человека
спасет техника. Как говорится, лучший способ излечить болезнь - это
позволить ей развиться до предела.
Можно, наоборот, предположить