Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

интересы и заключить мирный договор между разногласиями, основываясь

на ряде условных соглашений, естественных или необходимых

договоренностей,которые становятся обычаями объединенной жизни, и этим

соглашениям, по мере их развития, дает название социального закона.

Поддерживая, в противовес интересам, порождающим разногласие, интересы,

направленные на объединение и взаимную помощь, оно пробуждает или поощряет в

людях сочувствие и привычку к взаимовыручке - основу для психологической

поддержки и одобрения закона, обычая и соглашения, которые общество создает

в качестве своей структуры. Появляющееся в результате множество общественных

инс-титутов и норм поведения общество оправдывает более полным

удовлетворением и эффективностью физической, витальной и ментальной жизни

человека, одним словом, развитием и преимуществами цивилизации. Конечно, в

противовес этим выгодам существует довольно много потерь, но с ними

приходится мириться как с ценой, которую мы платим за цивилизацию.

Обычное общество обращается с человеком в основном как с физическим,

витальным и ментальным существом. Ибо жизнь, ум и тело суть три элемента

существования, с которыми оно может обращаться более или менее компетентно.

Оно разрабатывает систему ментального развития и повышения эффективности

разума, т.е. интеллектуальную, эстетическую и этическую культуры. Оно

развивает витальную сторону человеческой жизни и создает неуклонно

совершенствующуюсясистемуэффективной экономики и витального удовлетворения,

и эта система становится все более изощренной, громоздкой и сложной по мере

прогресса цивилизации. Подавляя своим чрезмерным ментальным

ивитальнымростоместественную энергию физического и природ-ного человека,

общество пытается установить необходимое равновесие с помощью систем внешней

культуры - тяжеловесной науки о привычках и средствах, которые должны

устранить недостатки, порожденные обществом,- и максимально возможного

усовершенствования искусственных форм жизни, необходимых для поддержания

социальной системы. Однако в конечном счете опыт показывает, что общество в

процессе собственного развития движется к гибели - а это есть верный признак

того, что в его системе есть некий принципиальный изъян, неоспоримое

доказательство того, что его представления о человеке и методы развития не

соответствуют всей реальности человеческой природы и цели жизни, которую эта

реальность предполагает.

Следовательно, где-то в самом процессе развития цивилизации кроется

принципиальный изъян - но где именно? и где мы должны искать выход из

замкнутого круга неудач? Развитие нашей жизни, выражающееся в прогрессе

цивилизации, приводит к истощению витальной энергии и отказу Природы

поддерживать далее поступательное движение человечества в этом направлении;

наш цивилизованный ум, нарушивший равновесие человеческой системы в свою

пользу, обнаруживает в конце концов, что он исчерпал и уничтожил питавшие

его источники, и утрачивает способность разумной и продуктивной

деятельности. Выясняется, что цивилизация создала гораздо больше проблем,

чем может решить, умножила неумеренные потребности и желания, для

удовлетворения которых ей недостает витальной силы, развила дебри притязаний

и искусственных инстинктов, в которых жизнь сбивается с пути и теряет из

виду свою цель. Наиболее прогрессивные умы начинают объявлять цивилизацию

неудачей человечества, и общество начинает сознавать их правоту. Но в

качестве выхода из создавшегося положения предлагается либо остановка в

развитии или даже регресс, что в конечном счете приведет к еще большему

хаосу, застою и упадку, либо 'возврат к Природе', который невозможен или

может произойти только в результате некой катастрофы и полного распада

общества; либо даже в качестве необходимой меры предлагается распространение

и развитие искусственных средств до максимально возможного предела - все

больше и больше Науки, все более широкое техническое оснащение, все большая

научная организация жизни, в результате чего машина заменит жизнь,

деспотичный логический разум подменит собой сложную Природу, а человека

спасет техника. Как говорится, лучший способ излечить болезнь - это

позволить ей развиться до предела.

Можно, наоборот, предположить