если не принимать во внимание
неспособность любого из 'измов' выразить истину духа, превосходящую любые
формулы, именно здесь, по всей вероятности, мы находимся ближе всего к
настоящему выходу из су-ществующего положения, к открытию спасительной
движущей силы. Решение проблемы заключается не в разуме, но в душе человека,
в ее духовных тенденциях. Только на основании духовной, внутренней свободы
возможно прийти к совершенному устройству человеческой жизни. Только
духовное озарение, превосходящее рациональное просвещение, может просветить
витальную природу человека и привести в гармонию все ее эгоистические
импульсы, противоречия и разногласия. Только братство, основанное на более
глубоких законах, еще не найденный закон любви, может стать надежным
основанием для совершенной социальной эволюции, и никаким иным законом
заменить его нельзя. Но это братство и эта любовь будут развиваться не в
сфере витальных инстинктов или разума, где они могут встретиться с
противоположными суждениями и противодействующими инстинктами, способными
исказить или извратить их природу. Равно они не будут утверждаться в земном
сердце человека, где обитают многие другие противоборствующие им страсти.
Только в душе должны они пустить корни; это любовь, основанная на
глубочайшей истине нашего сущест-ва, и братство, или, если выразиться точнее
(ибо это есть чувство, отличное от любого витального или ментального чувства
братства, более спокойная и долговечная движущая сила), духовное
товарищест-во, которое является выражением внутренне осознанного единства.
Ибо лишь таким образом эгоизм может исчезнуть и истинный индивидуализм
неповторимого, заключенного в каждом человеке божественного начала может
установиться на основании истинного коммунизма того же божественного начала,
заключенного в человечестве; ибо Дух, сокровенное 'Я', универсальная
Божественность, скрытые в каждом существе, по самой своей природе являющие
единство в разнообразии, должны реализовать совершенство индивидуальной
жизни и природы в существовании всех людей, в универсальной жизни и
универсальной природе человечества.
Против подобного решения проблемы можно возразить: таким образом
реализация идеального устройства человеческого общества переносится в
отдаленное будущее эволюции человечества. Ибо это означает, что никакая
изобретенная разумом механизация не в состоянии усовершенствовать ни
индивида, ни коллективного человека; необходимо внутреннее изменение
человеческой природы - изменение невероятно трудное, осуществить которое
способны разве что единицы. Это вопрос спорный; но в любом случае, если
проблему нельзя решить так, значит, у нее нет решения; если такой путь
развития невозможен, значит у рода человеческого вообще нет никакого пути.
Тогда земная эволюция должна превзойти человека, как некогда превзошла
животное, должна появиться более великая раса, способная на духовное
преобразование, и родиться некая форма жизни, более близкая к божественной.
В конце концов, если преобразование не приводит к немедленному совершенству,
отсюда вовсе не следует, что преобразование не может начаться. Не исключено,
что человечество решительно обратится к духовному идеалу и, устремившись к
высотам, начнет свое неуклонное восхождение, пусть даже поначалу вершины
будут доступны лишь немногим первопроходцам и будут отстоять далеко от путей
человеческих. Начало такого движения может свидетельствовать о нисхождении
некой высшей силы, влияние которой мгновенно изменит направление всей жизни
человечества и необратимо расширит - как это сделал развившийся человеческий
разум, но в гораздо большей степени, чем разум, - ее потенциальные
возможности и всю ее организацию.
Глава XXI. Духовная цель и духовная жизнь
У общества, основанного на духовности, будут два существенных отличия
по сравнению с обычным человеческим обществом, которое в своих истоках и на
вершине своего развития не выходит за рамки низшей природы. Обычное
человеческое общество образуется за счет стадногоинстинкта, видоизмененного
разнообразием интересов и воз-можной их борьбой, за счет объединения и
противостояния эгоизмов, за счет столкновения, сочетания, противоборства
идей, тенденций и принципов; оно старается сначала привести в согласие
сходные