совершенству. Конечно, у нас есть старый догмат, согласно
которому человек изначально был невинен и совершенен; представление об
идеальном состоянии раннего человечества как о гармоничном счастье свободной
и естественной жизни, в которой не было ни социального закона, ни
принуждения - ибо в них не было нужды - старо, как Махабхарата. Но даже эта
теория вынуждена признать падение человека, утратившего состояние
естественного совершенства. Это падение не было вызвано введением
социального принципа в организацию его жизни; скорее социальный принцип и
государственный метод принуждения пришлось ввести в результате этого
падения. Если же мы рассматриваем эволюцию человека не как утрату
совершенства, но как постепенное восхождение, выход человеческой природы из
инфрарационального состояния, становится ясно, что подобное развитие могло
осуществиться в широком масштабе только в результате подавления обществом
витальных и физических инстинктов его инфрарационального эгоизма и его
подчинения нуждам и законам социальной жизни. Ибо инфрарациональные
инстинкты в своей изначальной непросвещенности не могут совершенствоваться
одной своей волей, не испытывая давления необходимости и принуждения, - это
возможно только путем установления закона, отличного от их собственного,
который в конце концов научает их устанавливать еще более великий внутренний
закон, направленный на их совершенствование и очищение. Принцип социального
принуждения не всегда применялся (или, вероятно, никогда не применялся)
вполне разумно - ибо это закон человеческого несовершенства, несовершенный
по своей сути, который всегда будет несовершенным и по своим методам, и по
своим результатам; но на ранних стадиях человеческой эволюции он был
очевидно неизбежен, и пока человек в своем развитии не превзойдет причины,
обусловливающие необходимость этого закона, он не будет по-настоящему готов
принять анархию как принцип жизни.
В то же время представляется очевидным, что чем больше внешний закон
будет замещаться законом внутренним, тем больше будет приближаться человек к
своему истинному и естественному совершенству. И совершенным социальным
государством будет такое государство, в котором упразднено государственное
принуждение и человек живет по принципу свободного согласия и взаимодействия
со своими ближними. Но как можно подготовить его к осуществлению этой
великой и трудной задачи? Интеллектуальный анархизм полагается на две силы
человеческой природы, первая из которых есть просвещение разума; став
просвещенным, ум человека потребует свободы для себя, но равно будет
признавать такое же право за другими. Справедливое выравнивание произойдет
само собой на основании истинной, постигнутой в процессе самопознания и
неизвращенной человеческой природы. Возможно, этой силы было бы достаточно
(хотя, скорее всего, только при условии значительного изменения и развития
умственных способностей человека), если бы индивид мог проживать свою жизнь
преимущественно в изоляции, имея лишь малое количество точек вынужденного
соприкосновения с жизнями других людей. На самом деле наша жизнь тесно
связана с жизнями окружающих, у нас есть общее существование, общий труд,
общие усилия и стремления, без которых человечество не может достичь
высочайших вершин и всей широты своего развития.Чтобы обеспечить
согласованность действий и предотвратить столкновения и конфликты, которые
возникают в ходе этого постоянного соприкосновения, требуется другая сила,
отличная от просвещенного интеллекта. Анархистская мысль находит эту силу в
природном человеческом сочувствии, которому можно доверить (если
предоставить ему свободу выражения при надлежащих условиях) установление
естественного взаимодействия между людьми; она обращается к тому, что
американский поэт называет 'любовью товарищей', к принципу братства,
третьему и самому забытому элементу знаменитой революционной формулы.
Свободное равенство, основанное на стихийном взаимодействии, а не на
государственном насилии и социальном принуждении, - вот высочайший идеал
анархизма.
Это, похоже, может привести нас либо к свободному кооперативному
коммунизму, объединенной жизни, при которой труд и собственность всех
существуют для блага всех, либо к тому, что