Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

когда идея

Государства начнет воплощаться на практике с большей полнотой. На самом деле

это есть врожденный изъян разума, который берется управлять жизнью и,

подавляя ее естественные тенденции, стремится привести ее к некому

рациональному порядку.

Жизнь отличается от механически упорядоченной физической вселенной, с

которой разум успешно справляется именно потому, что она механистична и

совершает свое неизменное движение в рамках непреложных космических законов.

Жизнь же, напротив, является подвижной, развивающейся и эволюционирующей

силой - силой, которая есть все более и более полное выражение бесконечной

души в живых существах и которая в процессе развития все больше и больше

осозна-ет свои собственные тончайшие вариации, свои потребности и свое

разнообразие. Процесс развития Жизни подразумевает становление и соединение

бесконечного множества вещей, которые находятся в противоречии друг с другом

и зачастую кажутся полными противоположностями, исключающими друг друга.

Нахождение среди этих противоположностей некого принципа или основы

единства, некого действенного средства примирения, которое сделает возможным

более широкое и совершенное развитие на основе гармонии, а не борьбы и

противостояния, должно стать общей целью человечества в ходе его активной

жизненной эволюции, если оно вообще предполагает возвыситься в процессе

роста над самыми хаотичными, болезненными и темными импульсами жизни, над

компромиссами, которые заключила Природа с невежеством ума Жизни и

несознанием Материи. По-настоящему найти такой принцип можно лишь тогда,

когда душа обретает себя в своей высочайшей и совершеннейшей духовной

реальности и осуществляет постепенное восходящее преобразование своих

жизненных ценностей в ценности духовные; ибо таким образом все они обретут

свою духовную истину, а в этой истине найдут основной принцип взаимного

признания и примирения. Духовная истина есть единая истина, а все прочие

истины суть ее завуалированные аспекты, сверкающие маски или темные

искажения; и только в ней они могут обрести свою собственную верную форму и

найти правильное соотношение друг с другом. Эта работа разуму не по силам.

Дело разума - выступать посредником: он должен наблюдать и сознавать эту

жизнь, пользуясь интеллектом, и находить направление, в котором ей следует

двигаться, и законы ее само-развития, действующие на этом пути. Чтобы

успешно выполнять свои функции, разум вынужден временно принимать

фиксированные точки зрения, ни одна из которых не является более чем

частично истинной, и создавать системы, ни одна из которых не может

по-настоящему считаться окончательным выражением всеобъемлющей истины вещей.

Всеобъемлющая истина вещей есть истина не разума, но духа.

В сфере мысли это не имеет значения; ибо, поскольку здесь разум не

стремится к практической деятельности, он может безнаказанно допускать

одновременное существование противоположных точек зрения и систем,

сравнивать их, стремиться их примирить, синтезировать самыми разнообразными

способами, постоянно изменять, расширять, развивать; он свободен действовать

не думая на каждом шагу о незамедлительных практических последствиях. Но

когда разум пытается управлять жизнью, он вынужден четко формулировать свою

точку зрения, придавать определенную форму своей системе; тогда каждое

изменение (или по крайней мере так кажется) становится шагом сомнительным,

трудным и опасным, все последствия которого невозможно предусмотреть, а

столкновение точек зрения, принципов, систем ведет к противостоянию и

революции, а не к утверждению основы гармоничного развития. Разум создает

механистические схемы с целью достичь стабильных форм поведения и

практической деятельности в изменчивом мире; но в то время как

механистический принцип является достаточным в сфере отношений с физическими

силами, поскольку находится в гармонии с законом, или дхармой, физической

Природы, он никогда не добьется реального успеха в сфере отношений с

сознательной жизнью, поскольку здесь он противоречит закону жизни, ее

высочайшей дхарме. Следовательно, в то время как попытка рационального

устройства общества является прогрессом по сравнению со статичностью и

замедленной подсознательной или полусознательной эволюцией