когда идея
Государства начнет воплощаться на практике с большей полнотой. На самом деле
это есть врожденный изъян разума, который берется управлять жизнью и,
подавляя ее естественные тенденции, стремится привести ее к некому
рациональному порядку.
Жизнь отличается от механически упорядоченной физической вселенной, с
которой разум успешно справляется именно потому, что она механистична и
совершает свое неизменное движение в рамках непреложных космических законов.
Жизнь же, напротив, является подвижной, развивающейся и эволюционирующей
силой - силой, которая есть все более и более полное выражение бесконечной
души в живых существах и которая в процессе развития все больше и больше
осозна-ет свои собственные тончайшие вариации, свои потребности и свое
разнообразие. Процесс развития Жизни подразумевает становление и соединение
бесконечного множества вещей, которые находятся в противоречии друг с другом
и зачастую кажутся полными противоположностями, исключающими друг друга.
Нахождение среди этих противоположностей некого принципа или основы
единства, некого действенного средства примирения, которое сделает возможным
более широкое и совершенное развитие на основе гармонии, а не борьбы и
противостояния, должно стать общей целью человечества в ходе его активной
жизненной эволюции, если оно вообще предполагает возвыситься в процессе
роста над самыми хаотичными, болезненными и темными импульсами жизни, над
компромиссами, которые заключила Природа с невежеством ума Жизни и
несознанием Материи. По-настоящему найти такой принцип можно лишь тогда,
когда душа обретает себя в своей высочайшей и совершеннейшей духовной
реальности и осуществляет постепенное восходящее преобразование своих
жизненных ценностей в ценности духовные; ибо таким образом все они обретут
свою духовную истину, а в этой истине найдут основной принцип взаимного
признания и примирения. Духовная истина есть единая истина, а все прочие
истины суть ее завуалированные аспекты, сверкающие маски или темные
искажения; и только в ней они могут обрести свою собственную верную форму и
найти правильное соотношение друг с другом. Эта работа разуму не по силам.
Дело разума - выступать посредником: он должен наблюдать и сознавать эту
жизнь, пользуясь интеллектом, и находить направление, в котором ей следует
двигаться, и законы ее само-развития, действующие на этом пути. Чтобы
успешно выполнять свои функции, разум вынужден временно принимать
фиксированные точки зрения, ни одна из которых не является более чем
частично истинной, и создавать системы, ни одна из которых не может
по-настоящему считаться окончательным выражением всеобъемлющей истины вещей.
Всеобъемлющая истина вещей есть истина не разума, но духа.
В сфере мысли это не имеет значения; ибо, поскольку здесь разум не
стремится к практической деятельности, он может безнаказанно допускать
одновременное существование противоположных точек зрения и систем,
сравнивать их, стремиться их примирить, синтезировать самыми разнообразными
способами, постоянно изменять, расширять, развивать; он свободен действовать
не думая на каждом шагу о незамедлительных практических последствиях. Но
когда разум пытается управлять жизнью, он вынужден четко формулировать свою
точку зрения, придавать определенную форму своей системе; тогда каждое
изменение (или по крайней мере так кажется) становится шагом сомнительным,
трудным и опасным, все последствия которого невозможно предусмотреть, а
столкновение точек зрения, принципов, систем ведет к противостоянию и
революции, а не к утверждению основы гармоничного развития. Разум создает
механистические схемы с целью достичь стабильных форм поведения и
практической деятельности в изменчивом мире; но в то время как
механистический принцип является достаточным в сфере отношений с физическими
силами, поскольку находится в гармонии с законом, или дхармой, физической
Природы, он никогда не добьется реального успеха в сфере отношений с
сознательной жизнью, поскольку здесь он противоречит закону жизни, ее
высочайшей дхарме. Следовательно, в то время как попытка рационального
устройства общества является прогрессом по сравнению со статичностью и
замедленной подсознательной или полусознательной эволюцией