Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

свободная деятельность разумной во-ли на практике запрещена в силу

чрезмерной регламентации жизни, то в результате появляются нестерпимые

противоречие и ложь. Люди могут терпеть их какое-то время, принимая во

внимание те великие и очевидные новые преимущества - порядок, экономическое

развитие, средства эффективной деятельности и удовлетворения разума в смысле

научного прогресса, которые принесет коллективистское устройство общества;

но когда эти преимущества коллективизма станут чем-то само собой

разумеющимся, а его недостатки начнут все больше осознаваться и становиться

все более заметными, тогда неудовлетворенность и протест обязательно

возникнут в самых ясных и деятельных умах в обществе и неминуемо

распространятся в массах. Такая интеллектуальная и витальная

неудовлетворенность при подобных обстоятельствах вполне может принять форму

анархистской мысли, поскольку анархистская мысль отражает именно потребность

в свободном про-явлении - и во внутренней жизни, и во внешнем ее выражении -

потребность, которая ведет к протесту, и по отношению к социалистическому

строю анархистская мысль будет носить неизбежно подрывной характер.

Государство может бороться с ней только при помощи образования,

приспособленного к жестко регламентированным формам жизни, - образования,

целью которого будет загнать личность в жесткую систему идей, требований,

предписаний, как это делалось при старом инфрарациональном укладе жизни, и

подавлять свободу слова и мысли так, чтобы научить и заставить всех

держаться одного образа мыслей, одного настроения, одного мнения, одного

чувства; но в рациональном обществе такое средство борьбы будет внутренне

противоречивым, не действенным; если же оно окажется действенным, то будет

представлять собой еще большее зло, чем то, против которого оно направлено.

С другой стороны, если свобода мысли отрицается с самого начала, то это

означает конец Века Разума и идеала рационального общества. Человек -

ментальное существо, и если ему отказано в возможности использовать (кроме

как в установленных узких пределах) ум и разумную волю, он резко остановится

в своем росте и станет подобен животному и насекомому, не способным выйти за

рамки своего вида.

Это главный недостаток, который заставит признать социалистическое

Государство несостоятельным и который обречет его на исчезновение, прежде

чем сформируется новый идеал. Давление государственного механизма на жизнь

индивида уже достигло той точки, когда терпеть его становится невозможно.

Если такое положение не изменится, если жизнью индивида по-прежнему будет

управлять относительно малочисленная группа людей, а не общественные воля и

разум (как делает вид Государство), если, иными словами, Государство станет

открыто недемократическим или останется псевдодемократическим, то именно эту

ложь будет изобличать анархистская мысль, угрожая существованию Государства.

Но глубоко скрытые трудности никуда не денутся, даже если социалистическое

Государство станет по-настоящему демократическим, станет подлинным

выражением свободной разумной воли пришедшего к согласию большинства. Любое

истинное развитие такого рода, действительно, представляется трудным и

кажется несбыточной мечтой - ибо коллективизм притязает на управление жизнью

не только в ее нескольких основных принципах и главных тенденциях, к чему

должно стремиться любое организованное общество, но и в частностях; он

стремится к глубокому и всестороннему научному управлению, а полное

единодушие свободной разумной воли миллионов во всех сферах и большинстве

элементов жизни есть противоречие по определению. Сколь бы совершенным ни

было организованное Государство, в нем по-прежнему будут сохраняться

подавление или притеснение индивидуальной свободы волей большинства или

меньшинства - основной недостаток, подрывающий самую его основу. Кроме того,

у него будет недостаток бесконечно более серьезный. Всестороннее научное

управление жизнью возможно осуществить только через всепроникающую

механизацию жизни. Эта тенденция к механизации является врожденным изъяном

идеи Государства и практического ее осуществления. Именно на этот изъян уже

указывают и интеллектуальная анархистская мысль, и интуиция духовного

мыслителя, и этот недостаток, несомненно, бесконечно усугубится,