Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

направляющей силе, а не механическому управлению и руководству.

Коллективное существо есть факт; все человечество можно рассматривать как

коллективное сущест-во, но это существо является душой и жизнью, а не просто

разумом или телом. Каждое общество развивается в своего рода субдушу, или

групповую душу в составе этого человечества, и развивает также общий

характер, природу, склад ума, вырабатывает главные идеи и тенденции, которые

формируют общественную жизнь и общественные институты. Но присущие обществу

коллективные разум и воля не являются в равной степени достоянием всех

членов общества; ибо групповая душа вырабатывает свои тенденции на основе

разнообразия мнений, разнообразия стремлений, разнообразия жизни, и

интенсивность групповой жизни в большой мере зависит от того, насколько

динамично это разнообразие, насколько непрерывно оно пополняется и насколько

полно представлено. А раз так, то правление, осуществляемое организованным

Государством, всегда должно означать правление, осуществляемое группой

индивидов - причем, будет ли эта группа меньшинством или большинством, в

конце концов не имеет принципиального значения. Ибо даже когда номинально

обществом управляет большинство, на самом деле всегда именно разум и воля

сравнительно немно-гочисленных индивидов, способных к эффективной

деятельности, а вовсе не коллективный разум и воля всех членов общества,

осуществляют руководство и контроль с согласия полузагипнотизированных

масс1. Нет оснований предполагать, что незамедлительная национализация

Государства вообще как-либо повлияет на фактическую неизбежность такого

государственного правления, пока народные массы еще не обладают полностью

рационализированным и развитым умом.

В прежних инфрарациональных обществах, по крайней мере на первых порах,

управление осуществляло не Государство, но сама групповая душа, развивавшая

свою жизнь в формах традиционных общественных институтов и саморегулирующих

законов, которым все должны были подчиняться; правители были только

исполнителями ее воли и ее орудиями. Действительно, это вызвало боvльшую

подчиненность индивида обществу, но она не ощущалась, поскольку

индивидуалистическая идея еще не родилась и все появившиеся различия так или

иначе предусматривались - в некоторых случаях благодаря тому удивительно

широкому разнообразию типов в обществе, которое государственное правление

все сильнее стремится устранить. С развитием системы государственного

правления начинается настоящее подавление или притеснение меньшинства

большинством или большинства меньшинством, индивида коллективом и наконец

всех и вся безжалостной государственной машиной. Демократическая свобода

пыталась свести к минимуму это давление; она оставила возможность свободной

деятельности для индивида и ограничила, насколько могла, роль Государства.

Коллективизм впадает в другую крайность; он не оставляет никакого

пространства для индивидуальной свободы, и чем более он будет развивать

рациональный ум индивида при помощи всеобщего образования высокого качества,

тем сильнее будет ощущаться это давление - если только на самом деле он не

станет отрицать свободу мысли вообще и не принудит умы всех людей следовать

единому шаблонному образу мышления.

Для развития человеку необходима свобода мысли, жизни и действия -

иначе он прекратит свой рост и останется недоразвитым статичным существом.

Если его индивидуальный ум и интеллект развиты плохо, он может согласиться

(подобно инфрарациональному уму) развиваться в групповой душе, в стаде, в

массе, совершая едва заметную полуосознанную общую эволюцию, обычную для

всех низших элементов Природы. По мере того, как человек развивает

индивидуальный разум и волю, он чувствует потребность (которую общество

должно удовлетворить) в пространстве для все более и более широкого

проявления индивидуальнойсвободы и вариативности, по крайней мере до тех

пор, пока эта свобода не станет представлять опасность для других людей и

общества в целом. Когда разум индивида получает полное развитие и

способность свободной деятельности, его потребность в свободе возрастает

наряду с появлением бесконечного разнообразия вариаций,ко-торое несет с

собой это развитие; и если разрешена только свободная деятельность мысли и

разума, а