направляющей силе, а не механическому управлению и руководству.
Коллективное существо есть факт; все человечество можно рассматривать как
коллективное сущест-во, но это существо является душой и жизнью, а не просто
разумом или телом. Каждое общество развивается в своего рода субдушу, или
групповую душу в составе этого человечества, и развивает также общий
характер, природу, склад ума, вырабатывает главные идеи и тенденции, которые
формируют общественную жизнь и общественные институты. Но присущие обществу
коллективные разум и воля не являются в равной степени достоянием всех
членов общества; ибо групповая душа вырабатывает свои тенденции на основе
разнообразия мнений, разнообразия стремлений, разнообразия жизни, и
интенсивность групповой жизни в большой мере зависит от того, насколько
динамично это разнообразие, насколько непрерывно оно пополняется и насколько
полно представлено. А раз так, то правление, осуществляемое организованным
Государством, всегда должно означать правление, осуществляемое группой
индивидов - причем, будет ли эта группа меньшинством или большинством, в
конце концов не имеет принципиального значения. Ибо даже когда номинально
обществом управляет большинство, на самом деле всегда именно разум и воля
сравнительно немно-гочисленных индивидов, способных к эффективной
деятельности, а вовсе не коллективный разум и воля всех членов общества,
осуществляют руководство и контроль с согласия полузагипнотизированных
масс1. Нет оснований предполагать, что незамедлительная национализация
Государства вообще как-либо повлияет на фактическую неизбежность такого
государственного правления, пока народные массы еще не обладают полностью
рационализированным и развитым умом.
В прежних инфрарациональных обществах, по крайней мере на первых порах,
управление осуществляло не Государство, но сама групповая душа, развивавшая
свою жизнь в формах традиционных общественных институтов и саморегулирующих
законов, которым все должны были подчиняться; правители были только
исполнителями ее воли и ее орудиями. Действительно, это вызвало боvльшую
подчиненность индивида обществу, но она не ощущалась, поскольку
индивидуалистическая идея еще не родилась и все появившиеся различия так или
иначе предусматривались - в некоторых случаях благодаря тому удивительно
широкому разнообразию типов в обществе, которое государственное правление
все сильнее стремится устранить. С развитием системы государственного
правления начинается настоящее подавление или притеснение меньшинства
большинством или большинства меньшинством, индивида коллективом и наконец
всех и вся безжалостной государственной машиной. Демократическая свобода
пыталась свести к минимуму это давление; она оставила возможность свободной
деятельности для индивида и ограничила, насколько могла, роль Государства.
Коллективизм впадает в другую крайность; он не оставляет никакого
пространства для индивидуальной свободы, и чем более он будет развивать
рациональный ум индивида при помощи всеобщего образования высокого качества,
тем сильнее будет ощущаться это давление - если только на самом деле он не
станет отрицать свободу мысли вообще и не принудит умы всех людей следовать
единому шаблонному образу мышления.
Для развития человеку необходима свобода мысли, жизни и действия -
иначе он прекратит свой рост и останется недоразвитым статичным существом.
Если его индивидуальный ум и интеллект развиты плохо, он может согласиться
(подобно инфрарациональному уму) развиваться в групповой душе, в стаде, в
массе, совершая едва заметную полуосознанную общую эволюцию, обычную для
всех низших элементов Природы. По мере того, как человек развивает
индивидуальный разум и волю, он чувствует потребность (которую общество
должно удовлетворить) в пространстве для все более и более широкого
проявления индивидуальнойсвободы и вариативности, по крайней мере до тех
пор, пока эта свобода не станет представлять опасность для других людей и
общества в целом. Когда разум индивида получает полное развитие и
способность свободной деятельности, его потребность в свободе возрастает
наряду с появлением бесконечного разнообразия вариаций,ко-торое несет с
собой это развитие; и если разрешена только свободная деятельность мысли и
разума, а