Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

и товарищества должна дать каждому

человеку надлежащее положение в обществе, возможность полного образования и

развития во имя общих целей, обеспечить ему соответствующую долю труда,

досуга и вознаграждения, верно определить значимость его жизни в отношении к

коллективному существу, обществу. Более того, это будут поло-жение, доля

участия и значимость, определяемые соображениями индивидуального и

коллективного блага, а не та преувеличенная или заниженная значимость,

которая придается жизни человека случайно в силу его происхождения или

судьбы, покупается богатством или добывается в ходе мучительной и

изнурительной борьбы. И, конечно, эффективность внешней деятельности

общества, интенсивность его размеренной, упорядоченной и экономической

жизни, его способность к производству и установлению всеобщего

благосостояния должны чрезвычайно возрасти в хорошо организованном и

централизованном Государстве, как показало даже весьма несовершенное

развитие коллективной деятельности в недавнем прошлом.

Если кто-то возразит, что для того, чтобы добиться такого результата во

всей полноте, свободу индивида необходимо будет уничтожить или предельно

ограничить, то на это можно ответить, что право индивида на любого рода

эгоистическую свободу, идущую вразрез с интересами Государства, которое

представляет ум, волю, благо и интересы всего общества, сарвам брахма,

является опасной фикцией, пагубным мифом. Индивидуальная свобода жизни и

деятельности - даже при временном допущении свободы мысли и слова, которая

тоже едва ли останется незатронутой, когда социалистическое Государство как

следует возьмется за индивида, - на практике может означать чрезмерную

свободу, данную инфрарациональным частям человеческого существа; а разве не

эти части человеческой природы доvлжно тщательно контролировать, если не

полностью подавлять, коль скоро человеку суждено стать разумным существом,

ведущим разумную жизнь? Наиболее осмысленно и действенно осуществлять такой

контроль могут коллективный разум и коллективная воля Государства, которые

шире, совершенней и просвещенней, чем индивидуальные разум и воля; ибо

Государство извлекает пользу из всей суммы знаний и стремлений общес-тва,

чего не может сделать средний индивид. Просвещенный индивид, конечно, вполне

может рассматривать этот коллективный разум и коллективную волю как свои

собственные более широкие ум, волю и совесть, в счастливом подчинении

которым он может найти радикальное освобождение от своего меньшего и менее

рационального 'я' и, следовательно, обрести свободу более подлинную, чем

любая свобода, на которую ныне притязает его маленькое обособленное эго.

Были даже такие заявления, что дисциплинированный немец, подчиняющийся

малейшему знаку полицейского, государственного чиновника, армей-ского

офицера на самом деле является самым свободным, самым счастливым и самым

нравственным индивидом во всей Европе, а следовательно, и во всем мире. То

же утверждение в заостренной форме, вероятно, применимо и к вымуштрованному

счастью граждан фашистской Италии и нацистской Германии. Государство,

воспитывающее индивида и управляющее им, обязывается развивать его

интеллект, нравственность, практичность и всесторонне совершенствовать его,

а также позаботиться о том, чтобы он всегда и во всем оставался, хочет он

того или нет (строго следуя линии поведения, начертанной Государством),

интеллектуальным, нравственным, практичным и всемерно совершенным.

К сожалению, эта великолепная теория, как и предшествующая ей

индивидуалистическая теория, непременно натолкнется на расхождение между

сформулированными ею идеями и реалиями человеческой природы; ибо она не

принимает во внимание сложность человеческого существа и все, что эта

сложность подразумевает. И в частности, она не принимает во внимание душу

человека и ее высшую потребность в свободе, а несомненно также потребность в

контроле над низшими частями человеческой природы - ибо такой контроль

является составной частью абсолютной свободы, к которой стремится человек, -

но речь идет не о поверхностном управлении ими посредством ума и воли других

людей, а о все более и более полном самоконтроле. Подчинение тоже является

частью совершенствования души, но свободное и естественное подчинение

истинной