Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

предводитель активного мень-шинства,

нацистской, фашистской или коммунистической партии, при поддержке

военизированных сил сторонников; происходит ускоренная кристаллизация

социальной, экономической, политической жизни людей в новую жесткую

структуру, находящуюся во всех своих частях под эффективным контролем;

мысль, образование, самовыражение и деятельность людей насильно заключаются

в установленную жесткую форму, застывшую систему идей и жизненных мотивов, а

любое противодействие или инакомыслие подавляется яростно, безжалостно,

зачастую с кровопролитием; на всю общественную жизнь оказывается тотальное,

беспрецедентное давление, направленное на достижение максимальной

эффективности и полного единогласия мыслей, слов, чувств и жизней всех

людей.

Если эта тенденция распространится повсеместно, наступит конец Века

Разума, произойдет самоубийство или свершится казнь - путем обезглавливания

или удушения, peine forte et dure1 - ментального существа в человеке,

стремящегося к умственному и интеллектуальному расширению. Разум не может

выполнять свою работу, действовать или управлять, если человеческому уму

отказано в свободе мыслить или свободе претворять свою мысль в жизнь через

действие. Но на смену ему не придет век субъективизма; ибо становление

субъективизма тоже невозможно без гибкости ума, без роста самопознания, без

свободы движения, развития, совершенствования, изменения. Все это приведет,

скорее всего, к созданию сумрачной 'Ничейной Земли', где разные виды

туманного мистицизма - материалистического, витального или смешанного -

спорят и бьются за власть над человеческой жизнью. Но это не есть неизбежный

исход; в общественной жизни по-прежнему царит хаос и беспорядок, и все

находится в состоянии неустойчивого равновесия. Возможно, тоталитарный

мистицизм не сумеет осуществить свою угрозу и восторжествовать во всем мире,

возможно, ему даже не суждена долгая жизнь. Возможно, на Земле останутся

места, где по-прежнему сохранится рациональный идеализм. Ужасное давление,

оказываемое ныне на ум и жизнь наций, может привести к взрыву изнутри или

же, выполнив свое прямое назначение, может ослабеть и с наступлением более

спокойных времен уступить место большей свободе, которая вновь направит

человеческий ум или душу по более естественной линии прогресса и предоставит

более широкие возможности для реализации их импульса саморазвития.

В этом случае человечество может продолжить и завершить свое движение

по кривой Века Разума, которому ныне грозит опасность резко прерваться;

субъективный ум и внутренняя жизнь человека - избежав преждевременного

обращения к любой широкомасштабной внешней деятельности до того, как они

осознают себя, - могут получить время и свободу развиваться, искать свою

собственную истину, свой собственный путь и так подготовиться к выходу на

новый виток цикла социальной эволюции там, где Век Разума естественным

образом завершается в ходе своей нормальной эволюции и подготавливает пути

для пришествия более высокого духа.

Глава XX. Завершение кривой века разума

Рациональная коллективистская идея общества с первого взгляда кажется

очень привлекательной. За ней кроется та великая истина, что каждое общество

представляет собой коллективное существо - и в нем,и посредством него живет

индивид, который обязан обществу всем, что он может ему дать. Более того,

только через отношения с обществом, через гармонию с этим более великим

коллективным 'я' индивид может найти полное применение многим своим развитым

или развивающимся способностям и силам. Поскольку общество есть коллективное

существо, то естественно предположить, что оно должно обладать присущими ему

коллективным разумом и коллективной волей, которые должны постепенно

обретать все более верное выражение и применение, коль скоро обществу даны

сознательные и эффективные средства организованного самовыражения и

осуществления. И этим коллективным воле и разуму (поскольку согласно

первоначальной идее они представляют в равной степени волю и разум каждого)

люди естественным образом могут доверить поиск и создание собственного блага

общества, ибо правящий индивид и класс всегда будут склонны узурпировать

свою власть для достижения совершенно других целей. Правильная организация

общественной жизни на основе равенства