у всех будет, вероятно, равное социальное положение и, по крайней мере
теоретически, равные обязанности; единственным братством будет чувство
товарищества в преданном служении организованному социальному 'Я' -
Государству. В действительности демократическое триединство, лишенное своей
божественности, постепенно исчезнет из жизни; коллективистский идеал
прекрасно может обойтись без свободы, равенства и братства, поскольку ни
один из этих трех элементов не свойствен его природе и самой его сущности.
На самом деле это уже дух, социальный разум или, скорее, социальное
евангелие тоталитаризма, мощная волна которого грозит затопить Европу и не
только Европу. Действительно, тоталитаризм того или иного рода является,
по-видимому, естественной, почти неизбежной участью (или во всяком случае
самым крайним и наиболее полным проявлением) Социализма, или, вообще говоря,
коллективистской идеи и импульса. Ибо сущность Социализма, оправдывающий его
идеал - это управление всей жизнью общества и жесткая ее организация в целом
и в частностях посредством сознательного разума и сознательной воли общества
во имя блага и общих интересов всех людей, уничтожающие эксплуатацию
индивида или класса, исключающие внутреннюю конкуренцию, случайный
беспорядок и бессмысленную трату сил, укрепляющие и совершенствующие
всеобщее согласие, предоставляющие всем возможность максимально эффективной
деятельности и безбедной жизни. Если подобную деятельность общества лучше
обеспечивает демократическое правление и демократическая государственная
структура, как считали сначала, значит, люди выберут именно их, результатом
чего явится Социалистическая Демократия. Этот идеал по-прежнемугосподствует
в Северной Европе, у него еще остается шанс доказать, что успешная
коллективистская рационализация общественной жизни вполне возможна. Если же
выясняется, что этой цели лучше служат недемократическое правление и
недемократическая государственная структура, то демократический идеал как
таковой не представляет собой ничего священного и неприкосновенного для
коллективистского ума; он может быть выброшен на свалку вслед за многими
другими изжившими себя святынями. Так русский коммунизм с презрением отверг
демократическую свободу и попытался временно заменить демократические органы
правления новой властью Советов, но он сохранил идеал всеобщего
пролетарского равенства в бесклассовом обществе. Сутью русского Коммунизма
по-прежнему остается жесткий тоталитаризм на основе 'диктатуры
пролетариата', что на деле означает диктатуру Коммунистической партии,
осуществляемую во имя или в интересах пролетариата. Непролетарский
тоталитаризм идет дальше и отвергает демократическое равенство - так же, как
и демократиче-скую свободу; он сохраняет классы - вероятно, лишь временно -
только как средство функционирования общества, а не как ступени социальной
лестницы или общественной иерархии. Рационализация жизни более не является
целью; на смену ей приходит революционный мистицизм, который, похоже,
отражает современную тенденцию Духа Времени.
Этот симптом может иметь большое значение. В России марксист-ское
учение о Социализме превратилось почти в евангелие. Будучи изначально
рационалистическим учением, разработанным мыслителем-логиком, открывателем и
систематизатором идей, оно - в силу особого склада русского ума -
превратилось в нечто вроде общественной религии, коллективистскую mystique1,
незыблемый свод доктрин, любое отрицание которого или отступление от
которого рассматривается как наказуемая ересь; социальный культ,
установленный нетерпимым благочестием и энтузиазмом обращенных. В фашистских
странах отход от Рационализма носит явный и открытый характер; его место
занял поверхностный витальный субъективизм, и вожди и пророки проповедуют и
насильственно проводят в жизнь свою тоталитарную mystique во имя души нации,
ее самовыражения и проявления. Сущес-твенные признаки социального строя в
России и фашистских странах одинаковы, так что стороннему наблюдателю их
смертельный антагонизм представляется кровной враждой родных братьев,
оспарива-ющих наследство своих убитых родителей - Демократии и Века Разума.
Единоличную власть над жизнью общества захватывает главный индивид,
вождь-фюрер, дуче, диктатор,