Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 2)

у всех будет, вероятно, равное социальное положение и, по крайней мере

теоретически, равные обязанности; единственным братством будет чувство

товарищества в преданном служении организованному социальному 'Я' -

Государству. В действительности демократическое триединство, лишенное своей

божественности, постепенно исчезнет из жизни; коллективистский идеал

прекрасно может обойтись без свободы, равенства и братства, поскольку ни

один из этих трех элементов не свойствен его природе и самой его сущности.

На самом деле это уже дух, социальный разум или, скорее, социальное

евангелие тоталитаризма, мощная волна которого грозит затопить Европу и не

только Европу. Действительно, тоталитаризм того или иного рода является,

по-видимому, естественной, почти неизбежной участью (или во всяком случае

самым крайним и наиболее полным проявлением) Социализма, или, вообще говоря,

коллективистской идеи и импульса. Ибо сущность Социализма, оправдывающий его

идеал - это управление всей жизнью общества и жесткая ее организация в целом

и в частностях посредством сознательного разума и сознательной воли общества

во имя блага и общих интересов всех людей, уничтожающие эксплуатацию

индивида или класса, исключающие внутреннюю конкуренцию, случайный

беспорядок и бессмысленную трату сил, укрепляющие и совершенствующие

всеобщее согласие, предоставляющие всем возможность максимально эффективной

деятельности и безбедной жизни. Если подобную деятельность общества лучше

обеспечивает демократическое правление и демократическая государственная

структура, как считали сначала, значит, люди выберут именно их, результатом

чего явится Социалистическая Демократия. Этот идеал по-прежнемугосподствует

в Северной Европе, у него еще остается шанс доказать, что успешная

коллективистская рационализация общественной жизни вполне возможна. Если же

выясняется, что этой цели лучше служат недемократическое правление и

недемократическая государственная структура, то демократический идеал как

таковой не представляет собой ничего священного и неприкосновенного для

коллективистского ума; он может быть выброшен на свалку вслед за многими

другими изжившими себя святынями. Так русский коммунизм с презрением отверг

демократическую свободу и попытался временно заменить демократические органы

правления новой властью Советов, но он сохранил идеал всеобщего

пролетарского равенства в бесклассовом обществе. Сутью русского Коммунизма

по-прежнему остается жесткий тоталитаризм на основе 'диктатуры

пролетариата', что на деле означает диктатуру Коммунистической партии,

осуществляемую во имя или в интересах пролетариата. Непролетарский

тоталитаризм идет дальше и отвергает демократическое равенство - так же, как

и демократиче-скую свободу; он сохраняет классы - вероятно, лишь временно -

только как средство функционирования общества, а не как ступени социальной

лестницы или общественной иерархии. Рационализация жизни более не является

целью; на смену ей приходит революционный мистицизм, который, похоже,

отражает современную тенденцию Духа Времени.

Этот симптом может иметь большое значение. В России марксист-ское

учение о Социализме превратилось почти в евангелие. Будучи изначально

рационалистическим учением, разработанным мыслителем-логиком, открывателем и

систематизатором идей, оно - в силу особого склада русского ума -

превратилось в нечто вроде общественной религии, коллективистскую mystique1,

незыблемый свод доктрин, любое отрицание которого или отступление от

которого рассматривается как наказуемая ересь; социальный культ,

установленный нетерпимым благочестием и энтузиазмом обращенных. В фашистских

странах отход от Рационализма носит явный и открытый характер; его место

занял поверхностный витальный субъективизм, и вожди и пророки проповедуют и

насильственно проводят в жизнь свою тоталитарную mystique во имя души нации,

ее самовыражения и проявления. Сущес-твенные признаки социального строя в

России и фашистских странах одинаковы, так что стороннему наблюдателю их

смертельный антагонизм представляется кровной враждой родных братьев,

оспарива-ющих наследство своих убитых родителей - Демократии и Века Разума.

Единоличную власть над жизнью общества захватывает главный индивид,

вождь-фюрер, дуче, диктатор,