строй Государством, которое
является организованной волей всего общества, - вот идея, на которой
основывает свое будущее социалистическая демократия. Если и эта попытка не
увенчается успехом, рациональная и демократическая Идея может перейти к
третьей форме общественной жизни, устанавливающей скорее истинные, нежели
формальные свободу и равенство на основе братского товарищества в свободном
обществе, - т.е. к идеалу интеллектуального и духовного Анархизма1.
В действительности требование равенства, как и жажда свободы,
индивидуалистичны по своему происхождению - требование равенства по природе
не присуще коллективистскому идеалу и необязательно для него. Это индивид
требует для себя свободы, права на свободное развитие своего ума, жизни,
воли, деятельности; коллективистская тенденция и идея Государства тяготеют
скорее к противоположному: самая их природа заставляет их насильственно
подчинять своим власти и контролю ум, жизнь, волю, деятельность общества (и
индивида как часть общества) до тех пор, пока личная свобода не будет
полностью вытеснена из жизни. Но опять-таки именно индивид требует для себя
равенства со всеми прочими; подобное притязание, выдвинутое целым классом,
будет по-прежнему растиражированным притязанием индивида, требующего для
себя и всех себе подобных, имеющих такое же политическое или экономическое
положение, равенства в смысле положения, привилегий или возможностей с теми,
кто приобрел или унаследовал преимущество социального статуса. Общественный
Разум сначала уступил требованию свободы, но на практике (какой бы ни была
теория) допустил ровно столько равенства - равенства перед законом, а также
полезного, но не особо эффективного политического равенства избирательного
права, - сколько было необходимо для того, чтобы обеспечить разумную свободу
для всех. Затем, когда несправедливость и нерациональность основанной на
конкуренции свободы и вызванное ею глубокое расслоение в обществе стали
очевидными, социальный Разум переменил свою позицию и попытался достичь
более полной общественной справедливости на основании возможно более полного
политического, экономического, социального равенства и равенства в праве на
образование; он постарался подготовить ровную почву, на которой все это
можно было бы согласовать. Свободе в ходе этих изменений пришлось повторить
недавнюю судьбу равенства; ибо свободы в обществе, похоже, остается ровно
столько (по крайней мере, в течение какого-то времени), сколько может быть
допущено без опасений, что индивид, обеспечивающий себе в конкурентной
борьбе необходимое пространство для самоутверждающего роста, подорвет или
поставит под угрозу уравнительную основу общественной жизни. Однако в конце
концов невозможно не увидеть, что искусственное равенство тоже в чем-то
иррационально, тоже в чем-то противоречит колективному добру, даже
несправедливо в некоторых отношениях и во многом идет вразрез с истиной
Природы, за что приходится дорого платить. Равенство, как и
индивидуалистическая свобода, может в результате оказаться не панацеей, но
препятствием на пути коллективного разума и коллективной воли общества,
стремящихся установить лучшую власть и контроль над жизнью.
Но если и равенство, и свобода исчезают из сферы человеческой жизни,
остается только один элемент демократического триединства, - братство, или,
как теперь говорят, товарищество, - который имеет шанс сохраниться как часть
социального базиса. Так получается потому, что этот элемент, похоже, лучше
согласуется с духом коллек-тивизма; соответственно, мы видим, что идея
братства, если не фактическое его установление, по-прежнему поддерживается
новыми социальными системами - даже теми, которые отвергли и свободу, и
равенство как пагубные демократические химеры. Но товарищество без свободы и
равенства не может быть ни чем иным, как просто объ-единением на равном
основании всех - индивидов, социальных классов, гильдий, синдикатов, советов
или любых других единиц - в общем служении жизни нации под полным контролем
коллективистского Государства. Единственной оставшейся в конце концов
свободой будет 'свобода' служить обществу под строгим управлением
государственной власти; единственным равенством будет объединение всех
равных членов общества в спартанском или римском духе гражданского служения,
где