изменению основополагающего принципа рационального общества.
Этим принципом должно стать равенство-не только политическое, но полное
социальное равенство. У всех должны быть равные возможности, но все должны
иметь и равное общественное положение, ибо без последнего невозможно
обеспечить первого; даже если бы удалось установить равенство возможностей,
оно не смогло бы удерживаться долго.Такое равенство невозможно и тогда,
когда существует личное или, по крайней мере, наследственное право
собственности, а потому социализм отменяет (или в лучшем случае существенно
ограничивает) право личной собственности - в том смысле, в каком оно
понимается сейчас, и ведет борьбу против права передачи собственности по
наследству. Кто же тогда будет владеть собственностью? Это может быть только
общество в целом. А кто будет управлять собственностью? Опять-таки -
общество в целом. Чтобы оправдать эту идею, социализм на практике должен
отвергнуть индивидуальное существование или право индивида на существование
- индивид существует лишь как член общества, живущий исключительно для
общества. Человек всецело принадлежит обществу - не только его
собственность, но и он сам, его труд, его способности, данное ему обществом
образование и плоды оного, ум, знание, личная жизнь, семейная жизнь и жизнь
его детей. Более того, поскольку индивидуальному разуму человека нельзя
доверить свободный поиск верного и рационального способа согласования его
жизни с жизнями прочих людей, это тоже должен сделать за него коллективный
разум общества. Управлять жизнью должны не интеллектуальный разум и воля
индивидов, но коллективный интеллектуальный разум и воля общества. Именно
это определит не только принципы и все элементы экономического и
политического строя, но и в целом жизнь общества и индивида как рабочей,
мыслящей, чувствующей клетки этой жизни, развитие его способностей, его
деятельность, использование приобретенного им знания, всю организацию его
витального, этического и интеллектуального существа. Ибо только таким
образом коллективный разум и разумная воля человечества могут преодолеть
эгоизм индивидуалистической жизни и утвердить совершенный принцип и
рациональный строй общества в гармоничном мире.
Более демократичные социалисты отрицают или умаляют этот неизбежный
характер социализма; ибо ум социалиста до сих пор находится под сильным
влиянием старых демократических идей и лелеет надежды, которые часто
заставляют его делать странные логические ошибки. Он уверяет нас, что
собирается сочетать своего рода индивидуальную свободу - ограниченную, но
тем не менее истинную и рациональную свободу - с суровыми законами
коллективистской идеи. Но, очевидно, все неизбежно идет именно к этим
суровым законам, если коллективистской идее суждено восторжествовать, а не
ослабнуть и не споткнуться на полпути. Если же она не обнаружит логики и
смелости, вполне может статься, что очень скоро или под конец она будет
уничтожена чуждым элементом, существование которого сама допустила, и
погибнет, не узнав своих собственных возможностей. Коллективистская идея,
вероятно, исчезнет - если не примет водительство рациональной мудрости,
которой человеческий ум, осуществляющий управление, пока еще не
продемонстрировал, - даже оставив позади основанное на конкуренции
индивидуалистическое общество с его громоздкой неэффективной организацией1.
Но даже в лучшем случае коллективистская идея содержит несколько ошибочных
положений, не совместимых с реальными фактами человеческой жизни и природы.
И точно так же, как идея индивидуалистической демократии, в силу этого
несоответствия между фактами жизни и идеей разума, на практике очень скоро
натолкнулась на трудности - трудности, которые привели к ее дискредитации и
близящемуся ниспровержению, - так и идея коллективистской демократии тоже в
скором времени вполне может натолкнуться на трудности, которые приведут к ее
дискредитации и в конечном счете к третьей, неизбежной стадии прогресса.
Свобода, защищенная Государством, все граждане которого политически равны, -
вот идея, которую пыталась выработать индивидуалистическая демократия.
Равенство, социальное и политическое равенство, укрепленное через
совершенный и тщательно отлаженный общественный