Казаков В.С.

Краткая летопись Родины

культуры», восточные балты, восточные германцы, дако-карпские фракийские племена, славяне и, не исключено, остатки древнего индоевропейского населения. Славяне вновь возвращались на юг, в лесостепь, к могилам своих далёких предков. В это время возродившаяся славянская знать заимствует сарматские обычаи, заключаются сармато-венедские браки. В северо-западном Причерноморье образуется сармато-славянский союз. Причиной его создания явилась угроза римского вторжения. В 106 г. император Траян Марк Ульпий занял Дакию, фракийско-сарматское государство, построив на берегу Дуная укрепления («Траяновы валы») и воздвигнув на земле задунайских скифов-пахарей памятник в честь покорения Дакии — «Тропеум Траяни». Царь даков Децебал и тысячи жителей Сармизегетузы, столицы Дакии, покончили с собой. В дальнейшем Траян пытался овладеть междуречьем Дуная и Днестра, но войны против сарматско-славянского союза приняли затяжной характер и не привели к намеченной цели. Однако власть Рима в Причерноморье окрепла. Получив военную поддержку империи, греческие города увеличили объём торговли со «скифами» («черняховцами»). Империя, ведя постоянные войны в Европе и Азии, нуждалась в продовольствии. Из приднепровских земель, как и 400 лет назад, потекло зерно на черноморские рынки, обратно шёл поток римских денариев, изделий имперских ремесленников, предметы роскоши, оружие. Во всей бывшей земле сколотов находят сотни кладов серебряных римских монет II-IV вв.

Со II в. начинается перемешивание славянских и сарматских племен. Славяне основывают свои поселения в низовьях Днепра, на берегах Дуная, полностью заняв северо-западную часть причерноморских степей. Славянские поселения «черняховской культуры» открытые, не укреплённые, что, по-видимому, явилось следствием союзнических славяно-сарматских отношений. В Подольско-Днепровской области «черняховской культуры» славяне и «зарубинцы» постепенно поглощают иранское население, германцев и балтов. В это же время в верховьях Дона обитают племена сербов (во всяком случае там их разместил Плиний, а Птолемей Александрийский указал на карте племя Savari там, где впоследствии жили Северяне). Возможно, что на среднем Днепре, там, где в средневековье размещали «Русьскую землю» (р. Рось, Киев, р. Росава, р. Днепр), уже живут племена росов. До сих пор вопрос о происхождении росов остаётся спорным. Густынская летопись сообщает, что имя Русь «от реки глаголемая Рось». Учёный мир разделился на «норманистов», стоящих за северное, германское происхождение русов, и «антинорманистов», ратующих за южное (р. Рось), славянское (в крайнем случае, славяно-иранское) происхождение. К тому же «росы» чаще всего встречаются у греческих летописцев, «русы» у арабских и западноевропейских. Росы обитают на юге, а русы на севере. Думаю, что истина лежит где-то рядом. Росы вполне могли быть южными германцами, переселившимися вместе с носителями «поморской» культуры. К тому же, долгое время соседствовавшие с иранцами и славянами на Днепре. Среди русских послов, подписавших в 945 году договор с Византией, были лица с именами иранского происхождения: Сфандръ, Прастенъ, Истръ, Фрастенъ и др. Варяжские дружины стали называться «русью» после того, как перешли на службу киевским князьям. Это значит, что предыдущие русы (росы) занимались тем же, чем и варяги. До богатой Византии было не так уж далеко. Страсть русов к набегам, особенно морским, делает их похожими на запорожских казаков. Кстати, «запорожский» облик князя Святослава вполне соответствует облику германского воина времён Хлодвига, а слово атаман «связано с гото-германской или асаланской речью, где «atta» значило «отец», а «mann» - «муж», «витязь»» (Казачий словарь-справочник, Т.I, С.45). Появление в области «пшеворской культуры», в Южной Прибалтике и Скандинавии могильников с трупоположениями связывают с проникновением скифо-сарматского населения из Северного Причерноморья. Кроме того, есть упоминания о «сарматах» на юге Балтики и у античных писателей. Однако, в раннем средневековье никаких упоминаний о «сарматах» в тех местах мы не находим. Зато в изобилии встречаются названия Русь (в том числе на земле лужицких сербов), Ругия, Рутения. Нет «Руси» и похожих названий только в самой Скандинавии, откуда русы, согласно «норманистам», происходят. Их нет ни в устных преданиях, ни в письменных источниках. Киевская Русь называется Гардарикой. Во всяком случае, ни росы, ни русы, изначально не были славянами. Между русами и русскими такая же разница, как между франками и французами. Но к XI веку русы (росы) уже