сменить Рака на Тельца (или, еще хуже, на Деву). Автор, впрочем, не утверждает, что любовь от этого обязательно умрет, - но существенно изменит свой характер.
Древняя индийская философия учит, что существует единственное фундаментальное зло - это невежество, а все остальные виды зла суть его следствия. Основная опасность каждого архетипа - быть смешанным с другим, и человек, умеющий точно различать стихии, фазы времени и знаки зодиака, несомненно обретет славу большого мудреца, - но это непросто.
Трудности дифференциальной диагностики, то есть искусства различения архетипов, обусловлены различными причинами, из которых не последние - недостаточное воображение человека, с одной стороны, и ревность каждого архетипа - с другой. Недостаточность воображения человека (особенно умудренного жизненным опытом) заключается и выражается в том, что в ходе своей жизни он привыкает обращать внимание на определенные архетипы, а сталкиваясь с остальными, их игнорирует или быстро вытесняет в подсознание. В жизни каждого человека бывают ситуации всех четырех стихий и происходит включение всех трех временных фаз, - но некоторые люди их как будто в упор не замечают, концентрируя свое внимание, например, на фазе растворения (такова поэзия Лермонтова) или двух, максимально трех стихиях (например, огонь и земля, - таковы по большей части эпические поэмы; или огонь и воздух - типично для детективного жанра).
Недостаточное воображение (точнее - внимание) человека приводит к тому, что одни архетипы он игнорирует, а другие, наоборот, перегружает, в результате чего последние начинают (и продолжают, и упорствуют), как говорится, много себе понимать, и вполне целенаправленно оттесняют конкурирующие с ними архетипы уже помимо воли и сознания человека; последнее явление автор называет ревностью (доминирующего архетипа).
Представим себе, например, человека, в чьей жизни основную роль долгие годы играла временная фаза (архетип) осуществления, - он жил и работал в устойчивой ситуации, имел определенные и не меняющиеся со временем обязанности, находился в постоянном балансе с внешним миром и не привык рассчитывать на его бесплатные 'щедроты'. И вот волей обстоятельств он оказывается в положении, где доминирующую роль играет архетип творения и качества времени совершенно иные. Как отреагирует человек? Естественно, в силу психологической инертности он подсознательно будет рассматривать даже очевидно 'творимые' ситуации - например, бесплатные дары и долгосрочные кредиты - как искаженные ситуации фазы осуществления и постарается их выровнять. Например, откажется от (очень для него актуальных!) даров и попытается расплатиться по счетам, хотя это будет совершенно неуместно и никому не нужно. Однако это не все: сработает и его доминирующий архетип, который включит реальность фазы осуществления, наложив ее на ситуацию творения, чем существенно покорежит последнюю, так как она живет по своим законам и не рассчитана на законы фазы осуществления. Так, например, вновь создающейся фирме опасно слишком рано брать себе в штат опытного администратора, привыкшего обеспечивать стабильное существование предприятия: он помимо своей воли принесет с собой реальность и энергетику фазы осуществления, рост фирмы быстро кончится и она начнет вовсю работать - хотя, возможно, еще к этому и не готова.
Здесь нужно подчеркнуть: неправомерная акцентуация, а тем более доминирование одного архетипа в ущерб другим не есть чисто психологический факт и не направляется одними лишь внутренними усилиями человека. Любой архетип (как и эгрегор) обладает собственной устойчивостью и продолжает 'опекать' человека, к которому привык, даже если последний не только от него 'пассивно' отказывается (перестает отчетливо приглашать), но и активно ему изменяет, явно пытаясь пользоваться услугами конкурирующих архетипов.
Таким образом, в отношении любого архетипа существуют два опасных перекоса: слишком большая на нем фиксация, когда он чересчур активен, в том числе и в ситуациях, где гораздо уместнее было бы включение совсем другого, и, наоборот, пренебрежение данным архетипом, когда человек постоянно не замечает или игнорирует его активность, в результате чего связь сильно ослабляется, а резкое спонтанное включение архетипа оказывается для человека катастрофой.
Рассмотрим эти две опасности применительно к архетипу Рака. Слишком большая акцентуация Рака характерна для людей, в чьих гороскопах Рак стоит сильно, то есть в нем находится не менее двух-трех планет или, в крайнем случае, одна, но множественно аспектированная.