служил опыт,
засвидетельствованный людьми, принадлежащими к самым различным культурам,
исповедующими те или иные религии или же придерживающимися каких-то нерелигиозных
идеологий. Позволим же себе ответить на вопрос, в чем сходство и в чем различие
этих переживаний. Прежде всего, необходимо провести различие между субъективным
переживанием озарения светом и объективным феноменом, засвидетельствованным
сторонними наблюдателями. Для индийской, иранской и христианской традиции
эти две категории опыта смешаны и перетекают одна в другую; причины того,
что quot;механизм различенияquot; в этих случаях quot;не работаетquot;,
в принципе сходны: божественность (для Индии - Бытие) есть Свет или эманация
света, а святые (в Индии) или те, кто достиг unio mystica (quot;мистического
единстваquot;), наделены светозарностью (quot;Бхагавад-гитаquot;, бхакти,
шаманизм).
Что касается морфологии субъективной люминофании, то она необычайно разнообразна.
Тем не менее, попытаемся выделить наиболее часто встречающиеся ее формы:
1. Свет может быть столь ослепителен, что окружающий мир просто-напросто исчезает;
увидевший свет теряет зрение.
Таков опыт встречи со Светом апостола Павла, ослепшего на дороге в Дамаск,
многих святых, Арджуны в quot;Бхагавадгитеquot;.
2. Свет преображает мир, но не quot;заслоняетquot; его: люминофания переживается
как созерцание очень интенсивного сверхъестественного света, сияющего в глубине
материи, при этом предметы сохраняют свои формы и очертания. Это сияние подобно
небесному Свету, и озаренный им мир предстает таким, каков он был в своем
изначальном совершенстве, утра ту которого иудеохристианская традиция связывает
с падением Адама. Под данную категорию подпадает большинство люминофании,
переживаемых мистиками, принадлежат ли они конфессионально к христианству
или какой-либо иной религии.
3. Так же близко к этому типу озарение, переживаемое эскимосским шаманом (кавманек),
в результате которого он обретает способность видеть не только чрезвычайно
далеко, но - видеть во всех направлениях, больше того - ему становится зримо
присутствие духов, то есть открывается сама структура мироздания, изменяя
восприятие и понимание мира. Следует отметить, что в ходе переживания такого
озарения шаман проходит как бы через несколько различных Вселенных: Вселенную,
структурно сходную с нашим привычным Мирозданием, однако несколько отличающуюся
от него, - теперь нам не составляет труда понять суть этих отличий - и Вселенную,
сама структура которой непостижима обычному сознанию в его бодрствующем состоянии.
Следует также провести границу между мгновенным опытом внезапного озарения
и иными типами люминофаний, когда интенсивность света растет постепенно, и
так же постепенно к человеку приходит покой, уверенность в бессмертии души
или постижение сверхъесте ственного порядка вещей.
4. И наконец, необходимо разделить Свет, который воспринимается как свидетельство
личного божественного Присут
ствия, и свет, свидетельствующий о внеличной святости: не важно, идет ли речь
о священном характере Мироздания, Жизни, человека или реальности - то есть
в конечном счете о святости Космоса как божественного творения.
Необходимо подчеркнуть, что, как бы естественно и с какой бы степенью интенсивности
ни переживалась люминофа-ния, так или иначе в ней задействован религиозный
опыт. Все рассматриваемые нами опыты люминофаний имели одну общую черту: свидетель
люминофаний оказывался quot;вырванquot; из обычной Вселенной, из исторической
ситуации и перенесен в качественно иную Вселенную, в совершенно иной, трансцендентный
нашему мир - мир, где явлена святость. Описание структуры этого трансцендентного,
пронизанного святостью мира варьируется от культуры к культуре и от региона
к региону - мы достаточно акцентировали такого рода различия по ходу нашего
исследования, чтобы у читателя не осталось каких-либо сомнений на этот счет.
И все же во всех этих описаниях прослеживается один общий элемент: Вселенная,
открывающаяся во время опыта люминофаний, отлична от нашей Вселенной - или
трансцендентна по отношению к ней - уже в силу того, что она духовна в своей
основе, иначе говоря, она доступна лишь тем, для кого существование Духа -
реальность. Несколько