Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 1)

встреч со светом

не представляют особого интереса, но книга ценна собранным в ней документальным

материалом: Бьюк приводит множество историй современников, собранных им лично

и нигде более не опубликованных.

Вот как д-р Бьюк в третьем лице описывает свой опыт люминофании, случившейся

ранней весной того года, когда ему исполнилось 35 лет. Он и двое его друзей

провели вечер за чтением стихов Водсворта, Шелли, Китса, Браунинга и столь

любимого ими Уитмена. Друзья распрощались за полночь, и доктор, наняв экипаж

(дело происходило в Англии), отправился домой на другой конец города. quot;Он

был в состоянии тихого, почти пассивного восторга. И вдруг - причем этого

ничто не предвещало - он обнаружил, что окутан чем-то вроде пламенеющего облака.

На мгновение он подумал о пожаре, случившемся в большом городе, но тут же

понял, что источник этого света - внутри него самого. И тут же его охватило

чувство восторга, безмерной радости, сопровождавшейся - или сменившейся -

интеллектуальным озарением, которое невозможно описать. На мгновение в сознании

вспыхнул свет Брахмана, подобный молнии, чтобы навсегда оставить после себя

память о Небе... Он понимал и знал, что Кос-мое - не мертвая материя, но -

живое Присутствие, что душа человеческая бессмертна... что в основе мира лежит

то, что мы называем любовью, и нет ни одного живого существа, которое не обретет

со временем счастья. За несколько секунд этого озарения он узнал больше, чем

за многие месяцы и годы ученья, при этом ему открылось многое такое, что нельзя

узнать, просто изучая мир по книгам и живя в немquot;.

Доктор Бьюк добавляет, что за всю оставшуюся жизнь ему больше не довелось

испытать ничего подобного. И вот к какому заключению он пришел. Реализация

космического сознания связана с ощущением погруженности в пламя или в алое

облако, или, скорее, с ощущением, что это облако или алый свет наполняют мозг.

Это ощущение сопровождается такими эмоциями, как радость, уверенность, переживание

триумфа, чувство, что ты quot;спасенquot;, и вместе с ними - сразу или мгновение

спустя - приходит интеллектуальнее просветление, описать которое невозможно.

Лучше всего сравнить это моментальное озарение со вспышкой молнии в ночной

темноте, когда вдруг перед путником предстает пейзаж, скрытый до этого за

завесой мрака.

Этот опыт люминофании можно комментировать и комментировать. Мы позволим себе

ограничиться лишь несколькими замечаниями: 1) внутренний свет первоначально

воспринимается как пришедший извне; 2) лишь осознав субъективную природу этого

света, д-р Бьюк испытал невыразимое счастье и пережил интеллектуальное озарение,

которое он сравнивает с молнией, вспыхнувшей в мозгу; 3) это озарение полностью

изменило его жизнь, возродив к духовной жизни. Типологически это озарение

можно сравнить с озарением эскимосского шамана и, до определенного предела,

с манифестацией атмана. Друг и поклонник Уитмена, д-р Бьюк говорит о quot;космическом

сознанииquot; и quot;сиянии Брахманаquot;, но это - лишь его вторичные

представления, порожденные мировоззрением автора. Характер этого опыта - преодоление

личностного восприятия мироздания, отождествление принципа, лежащего в основе

мироздания, с любовью, скорее напоминает буддистский образ мышления. Юнгианский

психоаналитик или католический теолог сказали бы, что перед нами реализация

самости. Но, с нашей точки зрения, главное содержание этого опыта внутренней

люминофании заключается в том, что, пройдя через него, д-р Бьюк проник в мир

духа, о существовании которого до того он даже не подозревал, и эта встреча

с трансцендентным стала для него тем моментом, с которого incipit vita nova

(quot;начинается новая жизньquot;).

Особый интерес представляет случай женщины, зашифрованной д-ром Бьюком под

инициалами А. Дж. С. В детстве она упала и повредила позвоночник. Обладая

красивым голосом, она много сил отдавала занятиям вокалом и мечтала стать

певицей, однако физическая слабость была фактически непреодолимым препятствием

на пути осуществления мечты. После свадьбы здоровье ее совсем пошатнулось,

и, несмотря на все заботы врачей и домашних, она стала угасать на глазах.

Боли в позвоночнике стали столь невыносимы, что невозможно было уснуть, и

тогда домашние