теологии. Ибо атака
Варлаама заставила Григория Паламу, архиепископа Фессалоникского - одного
из величайших теологов, - выступить с защитой афонского иси-хазма на Константинопольском
Соборе (1341) и разработать мистическую теологию Фаворского света.
Паламе не составило труда показать, что Священное Писание изобилует упоминаниями
божественного света и Славы Господней, при этом Сам Господь назван Светом.
Больше того, он привлекает множество примеров из мистической и аскетической
литературы, от Отцов-пустынников до Симеона Нового Богослова, чтобы доказать,
что обожание Святым Духом и зримое проявление Благодати отмечены видением
нетварного Света или эманацией света. quot;Для Паламы; - пишет Владимир Лосский,
- божественный свет является необходимым предварительным условием мистического
опыта. Он есть зримая форма божественного и тех сил, с помощью которых Господь
обращается к достигшим чистоты сердца и открывается имquot;. Этот божественный
и обожествляющий свет есть Благодать. Преображение Иисуса, несомненно, составляет
центральное таинство теологии Паламы. Весь его спор с Варлаамом идет, в сущности,
вокруг одного: имел ли Фаворский свет тварную или нетварную природу. Большинство
Отцов Церкви считало, что свет, явленный апостолам, был не-тварным и божественным,
и Палама отталкивается от их рассуждений, развивая свою точку зрения. Для
него этот Свет в силу своей природы является проявлением, неразлучно присущим
Богу, он существовал до начала времен и сотворения мира и неоднократно был
явлен во время ветхозаветных теофании. И на горе Фавор изменения коснулись
не Христа, но апостолов; они, удостоившись благодати, увидели Христа в Его
истинном облике и были ослеплены божественным светом. Адам способен был видеть
этот свет до грехопадения, и способность эта восстановится в эсхатологическом
будущем. Иными словами, восприятие Бога в Его нетварном Свете связано с полнотой
и совершенством, которыми человек обладал изначально и которые обретет в конце
времен, с доисторическим раем и пределом (греч. eshaton), который положит
конец истории. Но те, кто достойны Царствия Божьего, обретают радость видения
нетварного Света здесь и сейчас, подобно апостолам на горе Фавор.
Помимо этого, развивая традиции египетских пустынников, Палама утверждает,
что созерцание нетварного Света сопровождается свечением самого созерцающего.
quot;Тот, кому уделено от божественной энергии... сам становится неким светом;
он соединяется со Светом и через то ясно видит все, сокрытое от тех, кто не
удостоился этой благодатиquot;.
В основном Палама опирается на мистический опыт Симеона Нового Богослова.
quot;Житиеquot; Симеона, написанное Никитой Стифатом, сообщает ряд подробностей,
касающихся этого опыта. quot;Как-то ночью, когда он молился, и его очистившиеся
помыслы пребывали в единстве с изначальным Разумом, увидел он свет в небе,
и излил тот свет на него свои лучи - свет великий и чистый, озарявший все
вокруг и сиявший ярко как днем. И озарил свет его, и казалось ему, будто все
то здание, где была келья его, исчезло, в мгновение ока обратившись в ничто,
а сам он воспарил в воздух и потерял всякую память о телесной своей оболочкеquot;.
О другом случае сообщается следующее: quot;свет, подобный утреннему, воссиял
с небес... и рос он, и делался ярче и ярче, и почувствовал Симеон, будто духом
и телом покинул он этот мир. Свет же продолжал снять и делаться ярче, покуда
не стал как солнце полуденное, над ним сияющее, - и тогда увидел он себя в
центре того сияния, и сладость, объявшая его тело, наполнила его слезами и
радостью. И видел он, как невероятным образом свет воссоединился с его плотью
и постепенно наполнил все члены. Он видел, как в конце концов свет объял его
тело, сердце и чрево, и испол-нилось все тело светом, так что преобразилось
всецело и стало огнем и пламенем; и как прежде распались очертания дома, как
теперь утратил он всякое осознание формы, объема и облика своего, и положения
своего в пространствеquot;.
Православная Церковь вплоть до настоящего времени придерживается этого учения.
Приведу в качестве примера знаменитый случай Серафима Саровского, жившего
в начале XIX столетия. Ученик, позже опубликовавший quot;Откровенияquot;
старца, сообщает,