знании или мистическом
созерцании. Но в даосизме практика сама по себе носит мистический характер:
она не имеет ничего общего с попыткой, волей или техникой в привычных значениях
этих терминов, а направлена на то, чтобы обрести изначальную непосредственность,
утраченную в ходе развития цивилизации. Даос должен открыть для себя естественную
мудрость - мудрость, в основе которой лежит как инстинкт, так и то, что можно
назвать quot;естественной склонностьюquot;: склонностью, благодаря которой
отшельник в самой сути своего существа восстанавливает гармонию с космическими
ритмами.
Уже Р. Вильгельм указывал, что роль, которая отводится свету в quot;Тайне
Золотого цветкаquot;, заставляет вспомнить, какое значение тот играл в персидской
религии. Можно обнаружить иранское влияние и в упоминавшемся выше тибетском
мифе о Первочеловеке. На страницах этой книги мы не намерены касаться крайне
запутанной проблемы, связанной с иранским влиянием в Центральной Азии и на
Дальнем Востоке. Заметим лишь; что 1) незачем выводить все формы дуализма,
с которыми мы сталкиваемся в этом регионе, из quot;иранских первоисточниковquot;
2) и приписывать все представлению о том, что чистый дух или бытие тождественны
свету, иранскому влиянию. Мы видели, что в той же Индии на уровне упанишад
или брахман Свет отождествлялся с quot;духом или бытием. Однако именно в
Иране конфликт между Светом и Тьмой был осознан во всей своей полноте и напряженности,
когда Свет является не только благим Богом и создателем, Ахурамаздой, но самой
сущностью Творения и Жизни, выступая в первую очередь как дух и духовная энергия.
В своих лекциях об Иране Анри Корон блестяще раскрыл различные аспекты и характерные
черты теологии Света в зороастризме и гностицизме исмаилитов, так что нет
необходимости пересказывать здесь его выводы.
Скажем лишь, что ряд символов, используемых зороаст-рийцами для того, чтобы
выразить единосущность духа и света, напоминают индийскую, и особенно буддийскую,
символику. Так, в quot;Денкартеquot; (quot;Деяния верыquot;) говорится
о том, что свет, исходящий от Заратустры за три дня до его рождения, то есть
еще в утробе матери, был столь ярок, что освещал всю деревню. Мудрость, святость,
то есть чистая духовность, выражаются здесь, как и в индийских текстах, через
символику необычно яркого света. Если в упанишадах атман отождествляется с
внутренним светом, то в одной из глав полной редакции quot;Бундахишнquot;
(quot;Творение основquot;) душа соотнесена с понятием хварнах, quot;Свет
Славыquot;, который есть quot;чистое сияние, образующее саму суть творений
Ормуздаquot;. Но в случае с древ-неперсидским материалом - в отличие от индийского
- у нас практически нет сведений, касающихся опыта внутренней люминофании.
С определенностью можно утверждать, что иранцы quot;верили, будто о рождении
Владыки Мира и Спасителя должна возвестить манифестация света, и в первую
очередь - появление на небосводе необычайно яркой Звезды. А так как предполагалось,
что Царь - Искупитель Мира должен родиться в пещере, Звезда или Колонна Света
должны воссиять над этой пещерой. Возможно, христиане позаимствовали у персов
образ рождения владыки Мира - Искупителя и распространили его на Христа (см.:
Widengren, с. 70). Древнейшие христианские источники, повествующие о Рождестве
в пещере, это - Про-тоевангелие Иакова (XVIII, I и ел.) и соответствующие
пассажи у Юстина Мученика и Оригена. Юстин нападает на посвященных в таинства
Митры, утверждая, что они quot;подстрекаемы дьяволом, когда принимают посвящение
в месте, называемом ими spelleum (quot;пещераquot;)quot;. Этот выпад доказывает,
что уже во втором веке христиане видели связь между spelleum поклонников Митры
и Вифлеемской пещерой.
Но вернемся к звезде и свету, сиявшему над пещерой, которые играли столь большую
роль в христианских верованиях и иконографии. Монере де Вилар, а вслед за
ним Виденгрен показали, что этот мотив имеет, скорее всего, иранское происхождение.
В Протоевангелии (XIX, 2) говорится о слепящем свете, наполнившем Вифлеемскую
пещеру. Когда свет померк, явился Младенец Иисус. Тем самым утверждается,
что Свет единосущен Христу - или же является одной из его манифестаций.
Анонимный автор quot;Opus imperfectum