(самапати) значимо лишь в той мере, в которой оно позволяет соединяющейся
паре достичь погружения сознания в нирвану. В мужчине это сознание нирваны,
называемое бодхичитта, quot;Мышление Пробужденногоquot;, проявляется в идентификации
с каплей, бинду, которая совершает путь внутри его тела, спускаясь из точки
на макушке вниз и наполняя половые органы светом пяти огней. Чандракирти указывает:
quot;Во время соединения следует медитировать над такими сущностями, как
ваджра и панда, представляя, как они наполняют его тело светом пяти огнейquot;.
Считается, что бинду, капля, тождественная сознанию, погруженному в нирвану,
формируется в верхней части черепа, то есть в центре, который чаще всего связывается
с переживанием внутреннего света. Тем самым эта quot;капляquot; есть quot;чистый
светquot; сознания в состоянии нирваны. Однако в тантризме бодхичитта одновременно
отождествляется с квинтэссенцией semen virile (quot;мужского семениquot;).
Чтобы объяснить этот парадокс, необходимо подробнее остановиться на некоторых
чертах индийской философии. Напомним хотя бы следующий факт: нирвана есть
переживание абсолютного света, однако когда нирвана достигается с помощью
майтху-ны, возможно проникновение в сокровенные глубины органической жизни
и обретение там, в самой сущности semen virile, божественного света, изначального
сияния, из которого был создан мир. Что касается майтхуны, это отождествление
мистического света и в сущности semen virile вовсе не абсурдно, ибо космические
стихии, как и Татхагаты, и, в конечном счете, Urgund, - основа всего сущего,
так же как модальности пробужденного сознания, - все это возникло из Изначального
Света.
Эта метафизика и сотериология света согласуются со всей индийской традицией
в целом, чьи корни уходят в глубь времен. Однако при этом профессор Дж. Туччи
показал, что quot;Ту-хьясамаджа-тантраquot; и в еще большей степени комментарии
Чандракирти и Цзонкаба обнаруживают столь явные параллели с манихейством,
что исследователь поневоле начинает задумываться об иранском влиянии. Сразу
же вспоминаются пять световых стихий, игравших столь важную роль в манихейе-кой
космологии и сотериологии.
С известной степенью вероятности можно утверждать, что иранское влияние дает
о себе знать и в ряде тибетских мифов, рассказывающих о происхождении мироздания
и человека. В одном из них предлагается следующая версия космогонии: вначале
была Пустота, из нее возник Голубой Свет, который превратился в Мировое яйцо,
и из него родилась Вселенная. Другой миф утверждает, что из Белого Света возникло
яйцо, а из яйца появился Первочеловек. И, наконец, еще один миф настаивает
на том, что из пустоты возникло Первосущество, излучавшее вокруг себя свет.
Таким образом, мы видим: все три мифа говорят о том, что и Космос, и Первочеловек
рождены из Света, являющегося их сущностной субстанцией. Еще один пласт традиционных
представлений объясняет, как произошел переход от человека-Света к человеку,
каким мы знаем его сегодня. Изначально люди были лишены пола и не ведали,
что такое плотское желание; они носили в себе свет, окружавший их сиянием.
В те времена не существовало ни Луны, ни Солнца. Когда в людях пробудились
половые инстинкты, появились и половые органы, - но внутренний свет иссяк,
а на небе возникли Луна и Солнце. Один тибетский монах объяснял это отцу Матиасу
Херманнсу следующим образом: в начале времен, когда люди размножались, свет
мужчины проникал в утробу женщины, освещал и оплодотворял ее. Для удовлетворения
сексуального влечения достаточно было созерцания возлюбленного. Но люди деградировали
- и стали касаться друг друга руками, покуда не открыли физическую близость.
В соответствии с этими верованиями Свет и Сексуальность - два антагонистических
начала; когда доминирует одно из них, невозможно проявление другого, и наоборот.
Возможно, здесь кроется объяснение тантрических ритуалов, о которых мы говорили
выше: если проявление сексуальности приводит к исчезновению света, свет должен
быть скрыт в самой сердцевине полового влечения, он не может быть ни чем иным,
как семенем. И покуда мужчина занимается любовью, ослепленный инстинктом,
уподобляясь прочим животным, этот свет пребывает скрытым. Но если адепту удалось
пробудить