Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 1)

отождествляет тат-хагат с космическими стихиями (скандха),

рассматривая их как светоносные сущности. Это весьма смелое онтологическое

допущение может быть понято лишь на фоне развития буддизма в целом. Однако

возможно, что сходные представления высказывались и раньше: во всяком случае,

в текстах гораздо более древних можно обнаружить предпосылки этой грандиозной

космогонии, трактующей творение как манифестацию Света. Так, Кумарасвами связывает

санскритское лила - quot;играquot; и в первую очередь - quot;игра космических

силquot; с корнем ле-лэй - quot;горетьquot;, quot;искритьсяquot;, quot;сиятьquot;.

Таким образом, слово лелэй могло значить Огонь, Свет или Дух. Судя по всему,

уже тогда индийские мудрецы осознали связь между творением космоса, возникающего

из игры божественных сущностей, и танцем языков пламени, пожирающего топливо.

Аналогия эта напрашивалась сама собой, так как пламя изначально считалось

парадигматической манифестацией божественности. Приведенные здесь примеры

подтверждают именно такой вывод. Пламя и, соответственно, свет в Индии были

символами творения и выражали самую сущность Космоса, особенно если учесть,

что Вселенная считалась всего лишь манифестацией божественного или, точнее,

quot;побочным результатомquot; quot;игрыquot; божественных сил.

Параллельный ряд образов и представлений, выкристаллизовавшихся вокруг майи,

обнаруживает сходное видение: творение мироздания - божественная игра, мираж,

иллюзия, магически проецируемая божеством. Известно, сколь серьезное значение

имело представление о майе для развития онтологии и сотериологии в Индии.

Меньшее ударение делалось на ином: чтобы разорвать покрывало майи и прорвать

космическую иллюзию, необходимо сперва осознать ее характер как quot;игрыquot;

- свободной спонтанной активности божества - и вслед за этим, имитируя божественный

образ действий, можно достичь свободы. Парадокс индийской мысли заключается

в том, что представление о свободе скрыто за представлением о майе - то есть

об иллюзии и рабстве, - и потому обрести свободу можно лишь косвенным путем.

Тем не менее, достаточно открыть глубокое значение майи - божественной quot;игрыquot;,

чтобы уже встать на путь освобождения.

В махаяне Чистый Свет одновременно символизирует и абсолютную реальность,

и сознание, погруженное в нирвану. В момент смерти каждый на несколько мгновений

встречается с этим светом; йоги переживают встречу с ним в состоянии самадхи;

Будда пребывает в свете постоянно. Смерть - это процесс растворения в космосе,

не в том смысле, что плоть возвращается в землю, но в том, что космические

стихии последовательно растворяются одна в другой: Земля поглощается Водой,

Вода - Огнем и т. д. Очевидно, каждый из этих quot;переходовquot; стихий

соответствует определенной ступени развопло-щения, и в конце процесса микрокосмос,

явленный в человеке, уничтожается, подобно тому как уничтожается в конце Великого

Цикла (махаюги) Вселенная. Каждый переход стихий посвященным воспринимается

на психическом уровне. Так, когда Земля растворяется в Воде, тело лишается

опоры (буквально: quot;подпоркиquot;), иначе говоря - теряется способность

управлять членами, тело становится разболтанным, как у марионетки.

Когда процесс развоплощения достигает конца, умирающий видит свет, напоминающий

лунный, потом - солнечный, потом погружается в темноту. Внезапно его будит

слепящий свет: это - встреча с истинным quot;Яquot;, которое в соответствии

с учением, общим для всех индусов, одновременно является и абсолютной реальностью,

Бытием. quot;Тибетская книга мертвыхquot; называет этот Свет quot;Чистой

Истинойquot; и описывает его как quot;неуловимый, сверкающий, яркий, слепящий,

величественный, пронизывающий все вокругquot;. Текст побуждает покойного:

quot;Не пугайся, не страшись, не испытывай ужаса. Это сияние твоей истинной

сущности. Познай его!quot; В это мгновение из сердцевины сияния вырывается

звук, подобный раскатам тысячи громов, звучащих одновременно. quot;Это естественный

звук твоего подлинного quot;Яquot;, - говорится в тексте. - Не пугайся...

Так как у тебя нет материального тела из плоти и крови, - ни звуки, ни свет,

ни видения - ничто не причинит тебе вред. Ты более не подвержен смерти. Тебе

достаточно