лунный диск,
солнце в полдень, круг пламени, кристалл, темный круг, за тем точка бинду),
палец (кала), звезда (наксатра), снова солнце,
лампа, глаз, сияние солнца и девяти ожерелий. quot;
Как мы видим, не существует каких-либо жестких правил, регулирующих последовательность
образов, связанных с опытом люминофании. Больше того, порядок, в котором перечисляются
световые манифестации, вовсе не соответствует последовательному увеличению
световой интенсивности. Так, в тексте quot;Шветашватара-упанишадыquot; свет
солнца упоминается намного раньше света луны. В тексте quot;Мандала-брахмана-упа-нишадыquot;
последовательность световых манифестаций еще более прихотлива. С моей точки
зрения, это является еще одним подтверждением того, что мы имеем здесь дело
не с физическим светом, принадлежащим природному миру, но с опытом мистического
характера.
О манифестации внутреннего света упоминают различные школы йоги. Так, комментируя
quot;Йога-сутруquot;, Вьяса говорит о quot;концентрации внутри лотоса сердцаquot;,
ведущей к переживанию чистого света. В ином контексте (III, 1) он упоминает
quot;свет головыquot; как один из объектов, на котором следует концентрироваться
йогу. Буддийские трактаты настаивают на потенциальной важности для успеха
медитации световых знамений. quot;Не дайте ускользнуть световым образам,
- читаем мы в quot;Сра-вакабхумиquot;, - будь то светильник, отблеск костра
или солнечный диск!quot;
Нет нужды говорить, что эти световые символы служат лишь отправными точками
для различных йогических медитаций. В трактатах Йогавакары детально описана
цветовая последовательность мистических световых образов являвшихся ему в
ходе йогических практик. Основная тема его сочинения - медитация на космические
стихии; в нем предлагается ряд упражнений, каждое из которых состоит из трех
стадий, и соответствующая стадия распознается по окраске возникающего в сознании
светового образа. Заметим, что проникновение в сущность каждого космического
элемента - проникновение, достигаемое посредством йогических медитаций, -
сопровождается переживанием световых образов разной окраски.
Мы поймем значение и сотериологическую ценность погружения в конечную суть
космической субстанции, если вспомним, что в махаяне космические стихии -
скапдха или дхату - отождествляются с татхагатами; медитация йога на космические
стихии фактически является методом достижения откровения самой сущности Татхагаты,
что есть продвижение по пути освобождения. Таким образом, абсолютная реальность
Татхагат - свет различной окраски. quot;Все татхагаты - пять огнейquot;,
- пишет Чандракирти Дхарама Дату - трансцендентная форма Ваджрадхары, является
Чистым Светом, Светом, совершенно лишенным окраски. Чандракирти говорит: quot;Дхарама-Дату
есть яркий Свет, а концентрация йога есть восприятие таковогоquot;. Заметим
в заключение, что бытие может быть воспринято лишь посредством мистического
опыта - и восприятие бытия сопровождается переживанием световых образов. Напомним,
что в упанишадах брахман, или атман тождествен Свету.
Таким образом, мы имеем дело с учением, характерным для Индии в целом; вкратце
его можно свести к следующему: чистое бытие, абсолютная реальность отчасти
может быть познана через переживание чистого света; процесс космического откровения
представлен в виде серии световых манифестаций, и возврат к космическому бытию,
растворение в нем идет как последовательная манифестация световых образов,
имеющих различную окраску.
Традиция, следы которой можно проследить вquot;quot;Дигха-ни-каеquot; (I,
2, 2), утверждает, что после разрушения Мироздания останутся лишь сияющие
существа, называемые абхасвары: тела их состоят из эфира, они витают в воздухе,
от них исходит ^свет, и жизнь их не имеет конца. Растворение на уровне микрокосма
происходит в момент смерти - и, как мы увидим ниже, умирание фактически представляет
собой ряд переживаний световых образов.
Характерная для всей Индии метафизика Света подталкивает к определенным выводам:
отметим особо, что 1) наиболее адекватное откровение божества осуществляется
благодаря Свету; 2) достигшие высоких степеней духовности - по крайней мере,
достигшие ступени quot;освобожденияquot; или Будды - также способны излучать